Все о тюнинге авто

Конспект занятия по физкультуре для средней группы «Птицы учатся летать. Как орлы учат летать своих птенцов? Как птицы учатся летать

Сказка про птенчика для агрессивных детей, переживающих возрастной кризис

Жил-был птенчик. Он не очень давно появился на свет и был маленьким. Но птенчик очень хотел стать поскорее взрослой птицей. Он с восхищением любовался другими птицами, которые пролетали над гнездом.

«Вот бы и мне научиться так же красиво летать!»-думал он. Но пока ничего не получалось.

Он расправлял крылышки также, как взрослые птицы, и так же, как взрослые, ими размахивал… Нет, снова ничего.

Тогда птенчик рассердился и стал строить рожицы пролетающим птицам. «Пусть не задаются!»-думал птенчик.

Однажды пролетала над гнездом птенчика сова. Сова увидела, что птенчик строит всем рожицы, удивилась и приземлилась на соседнюю ветку.

Что ты делаешь? - спросила сова у птенчика.

Ничего, - ответил, насупившись, птенчик.

Всем известно, что сова - самая мудрая птица на свете. Она догадалась, что на самом деле птенчика что-то беспокоит. А иначе чего бы птенчику строить рожи?

— Ты здорово вырос с тех пор, как я тебя последний раз видела.

— Конечно, я же уже большой. Только вот летать так и не научился.

— Летать научиться - дело не простое. Я сама себе много шишек набила, прежде чем научилась.

— Ну если уж ты, самая мудрая птица на свете, набила шишек, тогда я вообще ничего не понимаю. Это же выглядит так просто! Расправил крылья и лети!

— Да, это просто, когда уже научился. А сначала - упорные тренировки, падения и шишки.

— Упорные тренировки, падения, шишки к томуже! Нет, это не для меня. Ты же все знаешь, наверняка есть какое-нибудь волшебное средство - сказал заклинание и уже умеешь летать.

— Заклинание? Есть одно, -сказала сова с усмешкой. - Оно написано в моей волшебной книге.

— А где твоя волшебная книга?

— В моем дупле, конечноже.

— Ой, дорогая сова, а не могла бы ты мне эту книгу принести?

— Принести? Как ты это себе представляешь? В клюве, что ли? Она огромная. Если очень хочешь прочитать, что там написано, так и быть, разрешу тебе. Но только тебе придется прилететь в мое дупло.

Сказала так сова и улетела.

А птенчик решил, что должен во что бы то ни стало прочитать волшебное заклинание. Но для этого надо было долететь до совиного дупла. Птенчик стал интенсивно тренироваться.

Каждый день с восхода солнца и до заката учился он летать. Он много раз падал, набил себе кучу шишек, но это не смущало его. Он тренировался дальше и дальше. И вот в один прекрасный день, набирая высоту, он не упал. Он мог висеть в воздухе, как воздушный шарик! «Я могу висеть в воздухе! сам научился!»Можете себе представить, как гордился собой птенчик! Это была его маленькая победа.

Еще через несколько дней тренировок птенчик смог наконец взлететь.«Я лечу! -Ему самому не верилось. - Я лечу, как настоящая Рослая птица!» Вот это была уже настоящая победа!

«Наконец-то я могу полететь к дуплу совы и прочитать заклинание, чтобы научиться летать! -подумал птенчик. - Ой, я же уже умею летать. Зачем мне теперь заклинание?» Но он все же пролетел к совиному дуплу.

Сова встретила его с улыбкой: «Здравствуй, птенчик! Прилетел за заклинанием?»

Здравствуй, сова. Не зря про тебя говорят, что ты самая мудрая птица на свете! Я прилетел сказать тебе спасибо!

Так птенчик научился летать, его мечта исполнилась!

Иллюстрация: 123rf.com

Никогда не задумывались над вопросом, как учатся летать птицы? Это по-настоящему великолепное и в то же время забавное зрелище, когда еще не совсем окрепший малыш впервые «встает» на крыло. Однако далеко не у всех птиц первый полет проходит на должном уровне, и чаще всего каждый птенец чувствует на себе боль падений и горечь неудач, поэтому для него очень важен пример матери. Именно она показывает ему в первый раз, как летают птицы, приучая своего птенца практически с самого рождения к большой высоте. Ведь абсолютно все пернатые строят свои гнезда высоко на дереве, и это не только для защиты потомства, тишины и покоя. Большинство располагаются на огромной высоте и для того, чтобы птенец с самого своего рождения привыкал к необычным ощущениям за десятки метров над землей. Ведь если его не будет, птица обречена на гибель, поскольку у нее вовсе не разовьется естественный инстинкт.

Многие из нас видели, как Их полет - это нечто завораживающее, не дающее оторвать взгляда. Причем у каждой птицы существует свой собственный, неповторимый стиль, когда она расправляет крылья и взмывает высоко в небо. И чтобы этот полет выходил максимально приятно и комфортно, пернатые учатся порой неделями, а то и месяцами.

Поскольку в дикой природе птицы тренируются летать самостоятельно, поговорим об их обучении в неволе. Представим на миг, что у вас подрастает птенец, которого необходимо учить всему: полету, добыванию пищи, сокрытию от врагов. А показать ему, как летают птицы, можете только вы, точнее, подтолкнуть его к этому ответственному шагу.

Прежде всего, необходимо тщательно рассчитать возраст птенца, когда он уже психологически будет готов к полету. Чаще всего это становится видно, поскольку пернатый уже сам пытается встать на крыло. Пусть даже он еще не видел, как летают птицы, его инстинкты сами подскажут, как действовать и что делать.

Первый полет должен происходить только в безопасной среде. Предпочтительнее выбрать с несколькими деревьями. Последние помогут птичке чувствовать себя комфортнее. При этом не пытайтесь проводить какие-либо тренировки, как говорится, «из-под палки». Это все равно ни к чему хорошему не приведет, ведь ваша птица не сможет научиться летать, не захотев этого.

Когда подходящая территория найдена, необходимо позаботиться о каких-нибудь невысоких преградах, на которые вы будете сажать своего малыша. Первые шаги по освоению высоты необходимо делать только (!) с небольшой высоты. Пусть это будет или стул - для начала и этого хватит.

Как только птенчик научился летать с «малой высоты», можно постепенно увеличивать расстояние. Самый лучший способ - подкидывать его в воздух. Первое время его может это напугать, но в дальнейшем он освоится и станет улетать все дальше от вас.

Так, постепенно вы будете видеть в процессе прогресс, а в конечном итоге станете «учителем» по птичьему полету. Увидеть фото летающих птиц могут все, а вот обучить пернатого самой важной вещи в его жизни - не каждый!

Она отламывает веточку с дерева, поднимается на большую высоту и с веточкой в клюве
начинает кружить. Когда появляются орлы - самцы, она бросает эту веточку и смотрит вниз..

Какой-то орёл подхватывает клювом эту ветку на лету и приносит ее самке, передавая из клюва в клюв.

Орлица эту ветку снова бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает…Это повторяется много раз. Если орёл каждый раз ветку подхватывает, самка делает свой выбор, и они спариваются.

Зачем она бросала ветку, станет ясно потом.

Высоко на скале они вместе вьют гнездо из жестких прутьев, после чего начинают выдирать у себя клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, делают его мягким и тёплым.

В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца. Затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (они рождаются голенькими и немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут, заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им

пищу. Птенцы растут, у них появляются перья, крепнут крылья и хвост. И вот они уже окончательно оперились,

хотя они попрежнему неопытные малыши.

Тогда отец садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями и трясти гнездо. Для чего?

Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале

они сплели. А птенцы сидят в этом жестком гнезде, им неудобно, они не понимают, что случилось.

В это же время мамаша куда-то улетает и возвращается с рыбой.

Она садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенцы ее видели, и начинает есть эту рыбу.

Птенцы орут, пищат, ведь раньше родители их кормили, заботились о них.

Теперь же и гнездо стало жёстким, и родители сами рыбу едят, а их не кормят.

И тогда птенцы начинают вываливаться из гнезда. Гнездо находится на отвесной скале, чтобы никакие

хищники туда не подобрались. Когда орлёнок вываливается, он еще совсем неуклюжий, летать не умеет.

Он срывается с отвесного склона и летит в пропасть.

И тут папаша (тот, который ловил когда-то веточки), стремглав бросается вниз

и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться, и на спине он поднимает его опять в гнездо,

Всё это повторяется многократно. Птенцы падают, а отец их ловит. У орлов ни один

Орлёнок не разбивается.

И вот в какой-то момент падения орлёнок начинает делать то, что никогда раньше не

Делал: он расправляет на ветру свои крылышки, и, попав в поток воздуха, начинает летать.

Так орлы учат своих птенцов. Как только птенец начинает летать самостоятельно, родители берут его с собой

и учат ловить рыбу. Они уже не носят её ему в клюве.

Для нас это очень хороший пример, как следует воспитывать детей, как важно не передержать

их в тёпленьком гнездышке! Как важно не кормить их рыбкой, когда они и сами уже способны её ловить!

Только прежде всего мы должны научить их летать, посвящая этому и силы, и время, и мудрость, и опыт.

Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она не хочет, чтобы её дети разбились.

Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься...

У орлов и так птенцов мало, один или два.

Начнем с конца вопроса -
С дерева или куста самка отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточкой начинает там кружить. Вокруг самки начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит. И вот какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть,а затем приносит её к самке очень аккуратно, из клюва в клюв. Орлица берёт эту ветку и опять бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает. И так повторяется много-много раз. Если на протяжении определённого времени и неоднократных бросаний ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его...

Когда орлы-родители считают, что их птенцам пора летать, они их из гнезда не выталкивают, они просто заставляют орлят принять решение выбраться из гнезда... -

Папа садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями: молотит, колотит, трясёт это гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жёсткий каркас из веток, который в самом начале они сплели и сложили. А птенцы сидят в этом вытрясенном гнезде, им неудобно, жёстко, и они не понимают, что же случилось: ведь мамочка и папочка были раньше такие ласковые и заботливые.
Мама в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы сидят в гнезде, орут, пищат, не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, поили, а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, перьев и пуха уже нет, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.
Что же делать? Кушать ведь хочется, надо выбираться из гнезда. И тогда птенцы начинают делать движения, которые они никогда раньше не делали. Они и дальше их не делали бы, если бы родители продолжали с ними нянчиться. Птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, ещё ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, на отвесном утёсе, чтобы никакие хищники не подобрались.
Птенец срывается с этого склона, брюхом по нему едет, а потом летит в пропасть. И тут папа (тот, который ловил когда-то веточки) стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и всё начинается сначала - птенцы падают, а Отец их ловит на свою спину (вот зачем самка веточку бросала, выбирая будущего отца для своих будущих детей).
И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои боковые отростки-крылья, попадая в поток воздуха и таким образом начинает летать.

Так орлы учат своих птенцов.

И как только птенец начинает летать сам,родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба. Они уже не носят её ему в клюве...

Попались тут на глаза сразу две новости - про Энергию-Буран и про успешные огневые испытания второй ступени "Ангары". То, как Буран научился летать, достойно отдельного фильма...
Во второй половине поста есть выдержки про Буран из одной книжки.

Бывший министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов: "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир
[...]
Кулаковская: Действительно, все говорят о том, что технические, инженерные решения программы опередили свое время. Было создано почти сто новых уникальных материалов.
Бакланов: Я вам скажу, где-то 86-87 новых материалов, которые имели некоторые параметры на порядок выше того, что тогда использовалось в инженерной практике. Я вам покажу материал - знаменитые пластины, которые оберегали поверхность "Бурана" при посадке от перегрева в 3000 градусов.
[...]
Кулаковская: Как много было запущено в 90-х годах.
Бакланов: К сожалению, как сейчас говорят, что у нас нет денег, нет того, сего. У нас все есть. Обобщенный интеллект наших специалистов гораздо выше всего, что есть.
Кулаковская: Все-таки интеллект есть.
Бакланов: Есть интеллект, но он иссякает. Потому что нет цели, задачи такой. Не ставится такая задача.
Кулаковская: То есть, все те материалы, которые были созданы, и технологии сейчас не применяются?
Бакланов: Нет, они применяются, но ни в таком темпе, как хотелось бы. Потому что сейчас у нас вопрос стоит так - что целесообразно только в сиюминутной выгоде. А развитие науки второстепенно, к сожалению. На словах это вроде первостепенная задача. Но мы в науку практически ничего не вкладываем, по сравнению с теми же американцами, с европейцами. И сейчас наше общество, наше человечество стоит перед такой же задачей, как стояла пятьсот лет тому назад, когда церковники заставили отречься Галилея от своей идеи, что не Солнце вокруг Земли вращается, а Земля вращается. Джордано Бруно сожгли за эту идею.
[...]
Кулаковская: Олег Дмитриевич, миссия "Буран" по сей день единственная в истории мировой космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Этот факт вошел даже в "Книгу рекордов Гиннеса". А как, на самом деле, осуществлялось управление "Бураном"? Насколько известно, объем памяти корабля составлял всего 64 килобайта.
Бакланов: Вы знаете, это примитивное суждение. Вся система управления была функционально распределена по своим задачам. И система контроля имела возможности больше 30 мегабайт. Поэтому я сейчас не могу сказать, сколько совокупно был этот объем. Но, дело еще и в том, что, когда мы учили "птичку", то есть сам "Буран", посадке, то мы использовали авторитет и опыт человека, высококлассного летчика. В частности, тогда Волк был главным испытателем. Был специальный отряд космонавтов, и они как летчики, как патриотично настроенные герои, доказывали, что только человек может посадить "птичку" вручную. То, что делают американцы до сих пор. Мы же поставили королёвскую идею, что в космосе человек - это Бог. Он должен работать при помощи автоматического режима. И он может вмешиваться в посадку, только если будет экстремальная ситуация.
Кулаковская: Какая-то внештатная ситуация.
Бакланов: И мы добились - посадили наш первую "птичку" - "Буран" - в автоматическом режиме. Но как это делали? Был сделан Ту-154, который был по своим летным характеристикам доведен до "Бурана". Летные характеристики очень тяжелые, за счет того, что он мог и в космосе работать, и как самолет садиться. Волк делал все эволюции, которые уже были им наработаны за счет его таланта. А все движения записывались в цифре в вычислительный комплекс. И потом он уже научил. Он - Бог, он - человек - научил автоматику садиться за счет того, что оцифровывались все его движения, все его помыслы. Это было очень интересное решение. Мы это дело прошли.

И по этому поводу я вспомнил про посадку Бурана и народнохозяйственно-космические темы в одной книжке, это без слёз читать невозможно:

Фаворский В.В., Мещеряков И.В.
Космонавтика и ракетно-космическая промышленность: Развитие отрасли (1976-1992). Сотрудничество в космосе. Кн. 2. - М.: Машиностроение, 2003. - 430 с., л. ил.
ISBN 5-217-03196-4 (Кн. 2)

К вечеру похолодало, поднялся сильный ветер, но видимость оставалась хорошей. В темном небе ярко выделяется под светом прожекторов на старте ракета с орбитальным кораблем, гигантские фермы обслуживания, высокие молниеотводные мачты. С наступлением 15 ноября началась заправка, за три часа до старта включается циклограмма боевого режима, завершается набор стартовой готовности. Приближается время старта.
На космодроме штормовой ветер, возникает вероятность обледенения взлетно-посадочной полосы. Из-за этого Госкомиссия несколько раз рассматривала вопрос о том, не отменить ли старт, но такого решения не последовало. Наконец, над застывшей степью занимается рассвет, отсчитывающий последние предстартовые минуты. Поднимаются в воздух самолеты сопровождения.
Старт обозначился вспыхнувшим под ракетой пламенем, громом включившихся двигателей. В клубах освещенного пламенем дыма ракета медленно набирает скорость. Идет телерепортаж с МиГ-25.
Последовательно срабатывают ступени, отделяется орбитальный корабль. На высоте 160 км после 486 с с момента старта включается двигательная установка "Бурана". Вторая ступень, не получившая достаточной скорости, должна упасть в океан. Так специально сделано, чтобы не оставлять на орбите массивный блок. Двигатели "Бурана" включаются второй раз в середине первого витка. Это делается автоматически по команде бортовой программы. Контроль за полетом "Бурана" ведется из подмосковного Центра управления полетом. Надежно действует многосложный комплекс космической связи.
Определены параметры орбиты: высота 256/252 км, период обращения 89,45 мин, наклонение 51,6°.
Начался второй, заключительный виток полета. На 135 минуте полета прошла команда на торможение. Буран", находившийся в это время над Атлантическим океаном, развернулся кормой вперед, включились двигатели на торможение.
На заключительном этапе полета "Буран" продолжительное время планирует с гиперзвуковой скоростью. Вместе с включением посадочной программы на взлетную полосу космодрома снова выруливает МиГ-25. Теперь уже встречать "Буран".
Стремительно входит "Буран" в плотные слои атмосферы, тысячеградусная плазма окутывает корабль, связь на время прекращается.
Рядом с посадочной полосой - шестиэтажное здание командно-диспетчерского пункта. В нем разместились телеметрические станции, вычислительный комплекс, главный зал управления и анализа, служба навигации и посадки и многое другое. Оттуда периодически поступают сообщения. Очередное сообщение: приборы зафиксировали "Буран" на высоте 40 км (удаление от космодрома 400 км). Теперь орбитальный корабль должен пройти через "ключевые точки". Одна из них на высоте 10 км (удаление от посадочной полосы 25 км), другая на высоте 4 км (удаление 15 км). Наземные радиолокационные средства вносят необходимые уточнения в бортовые системы "Бурана". Корабль может заходить на полосу и с востока и с запада. Это зависит прежде всего от направления ветра. Соответствующие данные были переданы на борт, когда корабль еще находился на орбите.
Радирует пилот встречающего самолета МиГ-25 летчик-испытатель Магомед Толбоев: "Встретил "Буран" в расчетной точке, сопровождаю по трассе".
По возвращении летчик рассказал: <Ветер на высоте был до 200 км/ч. Болтало МиГ-25 основательно. Сближение в таких условиях представляет некоторую опасность. Меня могло силою ветра бросить на "Буран" или наоборот. Когда "Буран" выбрал сложную траекторию снижения, у меня возникло чувство, что им управляет человек. Но там, конечно, никого не было. Только аппаратура. И она свое дело исполняла идеально. Математически обеспечение полета "Бурана", подчеркиваю, было безупречным. Мы летели навстречу друг другу. "Буран" проскочил мимо меня и оказался сзади. Развернуться за ним не успевал - велик радиус маневра. И тогда я свалил МиГ-25 в штопор. Крутанул его вокруг оси. И через полвитка - рули на вывод. Оказался в задней полусфере "Бурана". Иначе не догнал бы его. Вышел из штопора на высоте 10 200 м, а на восьми уже был на траектории догона. Согласно программе выпустил шасси, щитки. Скорость "Бурана" была на 20 км меньше, чем у меня, постепенно сближались. Сильно трепало. По телевизору видны были эти "качели". Старался парировать порывы ветра, но это давалось с трудом.
Корабль летел по траектории очень устойчиво. Через некоторое время доложил в ЦУП: наблюдаю. Никаких повреждений облицовочной плитки я на "Буране" не заметил. Ничто не могло помешать выпускать шасси. Рули на автоматические команды реагировали мгновенно. Так и летели парой: я вел репортаж о поведении "Бурана" на траектории снижения. Досаждал ветер. Наблюдал, как будут выходить шасси. Посадочная полоса вот уже перед глазами. Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы шасси у корабля вышли. "Буран" был готов к приземлению. Порывы ветра доходили до 20 м в секунду. Корабль это учел и боролся с боковым ветром, "сознательно" сделав отворот от посадочного курса градусов на 15-20. Я не мог не восхищаться его полетом. Ветер ведь не встречный, а боковой под 40° слева, вот мы и летели боком. "Буран" сел, как и положено в таких случаях, на одну ногу. Сначала левой коснулся, поправил нос, через 30 м опустил на полосу правую ногу. Уклонение от оси полосы было три метра. Это и для первоклассного летчика на оценку "отлично". А "Буран" и на пробеге искал осевую линию. К моменту остановки он был правее центра полосы менее 50 см>.
А вот как это наблюдалось на космодроме. Люди приникли к телевизорам. Идет телевизионная передача с посадочного комплекса Байконура. Включена радиомаячная система. Аэродром полностью ведет космический корабль по коридору снижения. "Буран" меняет курс, заложив разворот против ветра, и теперь подходит с востока, а не с запада. У стекол диспетчерских залов и на балкончике здания люди теснятся, чтобы не пропустить момент посадки. Лишь дежурные операторы и диспетчеры не отрывают взглядов от своих экранов.
"Буран" внезапно вынырнул из облаков, прямо над поверхностью, уверенно и аккуратно выровнялся, выпустил шасси, очень мягко коснулся полосы и побежал по ней, остановившись прямо против ОКДП. Это было поразительно. После более чем трехчасового полета в космосе и атмосфере, двух витков вокруг Земли, без пилотов в момент остановки корабля отклонение от программы по времени составило одну секунду. Со времени старта прошло 205 минут.
В зале управления, у всех экранов телевизоров, в ОКДП раздалось громкое "Ура!". Взлетели вверх руки, люди обнимались, целовались, поздравляли друг друга. На стоянках автомашин около посадочной полосы десятки водителей приветствовали сигналами окончание полета. Без команд все устремились к кораблю. Он еще дышал жаром разогретых плиток.
Прибывают члены Госкомиссии. Беглый осмотр корабля. Существенных замечаний нет. Повреждены всего несколько плиток. Несмотря «а ураганный холодный ветер, фотографируются на память.
В работу вступает очередная группа специалистов. Идет подготовка средств охлаждения шасси, проводится токсикологический контроль, открываются люки носовой части фюзеляжа и кабины. Начались операции по обслуживанию корабля и подготовке его к транспортировке. Впереди обработка полученных данных испытаний.
Продолжает рассказ председатель Государственной комиссии В.Х. Догужиев: Государственная комиссия, рассмотрев все материалы подготовки и осуществления первого полета "Бурана", дала высокую оценку проведенным испытаниям. Закончившийся полет ракеты-носителя "Энергия" с многоразовым кораблем "Буран" по праву можно отнести к крупнейшему научно-инженерному и производственному достижению многочисленных коллективов конструкторских бюро, заводов, институтов, строительных организаций, испытателей космодрома, управленцев командно-измерительного комплекса и Центра управления полетом. Эта работа еще раз продемонстрировала всему миру уровень научно-технического потенциала нашей Родины и лидирующую роль в создании высокотехнологичной сложнейшей ракетно-космической техники прославленного коллектива, созданного Сергеем Павловичем Королевым - предприятия НПО "Энергия", который достойно продолжил традиции первопроходца и организатора работ по многосложным космическим проектам. Будущее "Энергии" и "Бурана" представлялось в свете еще трудоемких этапов отработки высокой надежности и эксплуатационной безопасности, отладки эффективной схемы использования их в перспективных программах развития космических средств. Уже на очереди стояли в цехах заводов следующие ракеты, на стапелях собирались новые орбитальные корабли.
Основные направления целевого использования системы и предложения о первоначальных работах по созданию полезных нагрузок для нее были одобрены еще 31 января 1984 г. совместным решением НТС Минобщема-ша, ВТС Минобороны и НТС Президиума АН СССР о комплексной программе работ по целевому использованию МКС "Энергия" - "Буран" до 1995 г. Однако в последующие годы эти предложения остались на бумаге из-за неопределенностей в общегосударственной концепции развития перспективных космических средств. Тогда не было еще и в мыслях, что очень скоро эта программа столкнется с жестокой реальностью торможения, нехваткой ассигнований, разрушением с таким трудом созданной уникальной кооперации предприятий всего Советского Союза».
Идейным вдохновителем, организатором и руководителем всей работы по созданию МКС "Энергия" - "Буран" был генеральный конструктор НПО "Энергия" Валентин Петрович Глушко.
В завершающем этапе подготовки и проведении запуска системы "Энергия" - "Буран" В.П. Глушко не суждено было принять участие. В апреле 1988 г. у него случился инсульт. После сложной операции, находясь в больнице и на реабилитации, он живо интересовался ходом подготовки запуска комплекса, которому он отдал столько сил, опыта, знаний. О запуске и успешном завершении полета он узнал из сообщения по телевидению, находясь в больнице. Скончался В.П. Глушко 10 января 1989г.

Для космических отраслей промышленности конверсия означала, в первую очередь, привлечение научно-технического потенциала космического комплекса для повышения технологического уровня мирных отраслей народного хозяйства. Реализация программы "Энергия" -"Буран", признанная всем миром как революционный прорыв советской науки и техники, реально подтвердила, что через фундаментальные исследования и их внедрение можно добиться значительных результатов в науке, технологии, производстве. В процессе работы над системой было создано более 100 новых видов материалов, 240 новых технологических процессов, 130 типов новейшего оборудования. Начался процесс передачи в гражданскую сферу экономики более 60 видов новейших материалов, в том числе композиционных, керамических, а также материалов и сплавов с особыми свойствами. Все это - огромный потенциал, его использование в народном хозяйстве могло возместить большую часть расходов на создание ракетно-космической техники.

Естественно, что осуществление сложных космических программ требует материальных затрат, определенных капиталовложений.
В 1989 г. США на космические программы выделяли 29,6 млрд долларов, это в четыре раза больше, чем в СССР (69 млрд руб.). Расходы на военную космонавтику при этом в США (22,8 млрд долларов) превышали наши почти в шесть раз. На народно-хозяйственные и научные космические исследования были предусмотрены расходы: в СССР - 1,7 млрд руб., в США - 3 млрд долларов.
Выступая на слушании в комитете по вопросам обороны и государственной безопасности Верховного Совета СССР начальник космических средств докладывал, что за 30 лет на научный космос в стране потрачено 5,9 млрд руб. Экономический эффект составил 12,6 млрд руб., т.е. более чем в два раза выше затрат.
В целом уровень наших расходов на космос составлял около 1,5% Государственного бюджета. Это позволяло успешно обеспечивать народно-хозяйственные и оборонные потребности страны. Как видно, расходы на космонавтику были не настолько велики, чтобы их сокращение стало заметным вкладом в Государственный бюджет, а использование высвободившихся средств дало бы в других отраслях народного хозяйства большой эффект.