Все о тюнинге авто

Историко-правовой аспект военной реформы второй половины XIX века. Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации военного дела в России и заставили заняться военными преобразованиями. Но реорганизация армии па новых началах и в особенности ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом, от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу.

В 60-70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившаяся наиболее важной реформой - созданием новой системы комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф. В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

Практически военные реформы начались с назначения в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина (старшего брата Н. А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, человека выдающихся военных и личных дарований, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д. А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований; она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию структуры управления армией и подготовки офицерского состава. Первым делом Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались благоприятные условия для оперативного руководства войсками, более быстрой их мобилизации в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение. По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения, которые ранее имели свои отдельные управления, а на время ведения военных действий и действующая армия.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный па началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался главный военно-полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.

В середине 60-х годов XIX в. была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военные училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов было создано 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии замены старой, рекрутской системы комплектования всеобщей воинской повинностью, которая обеспечивала создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в то время как в России сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I.

Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60-х начале 70-х годов XIX в. в России создал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ. Настоятельная необходимость этой реформы диктовалась и сложной внешнеполитической обстановкой, особенно обострившейся в связи с разгромом в 1870 г. Франции Пруссией и образованием в центре Европы милитаристской Германской империи, которая открыто заявила о своих экспансионистских устремлениях.

В 1870 г. Д. А. Милютин представил Александру II доклад о введении всесословной воинской повинности и получил его одобрение. Под председательством Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект воинского устава был готов и внесен на обсуждение Государственного совета. Обсуждение шло остро. Против введения всесословной воинской повинности активно выступали министр просвещения Д. А. Толстой и шеф жандармов П. А. Шувалов, а в печати - редактор и издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков.

1 января 1874 г. Александр II утвердил "Устав о воинской повинности". По закону 1874 г. все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливались 7-лстний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Для армии мирного времени необходимый контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в 1874 г. из 725 тыс. мужчин, подлежавших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. - 212 тыс. человек, в 1900 г. из 1150 тыс. - 315 тыс. Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу брались 25- 30%. От действительной службы освобождались, в первую

очередь, по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейному положению освобождалось до половины призывников. Около 15-20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имевшие льгот, тянули жребий. Как имевшие льготу, гак и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу, зачислялись в запас на 15 лет, а по истечении их - в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы па 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет - для окончивших начальную школу, до 3 лет - городскую школу, до полутора лет - гимназию и до полугода - для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое. Находившихся на действительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте. Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотности среди мужского населения, поскольку в то время до 80% призываемых на службу были неграмотными.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

С 60-х годов XIX в. началось перевооружение русской армии. С 1866 г. происходила замена гладкоствольного оружия нарезным. На вооружение была принята так называемая берданка - скорострельная винтовка системы американского изобретателя X. Бердана. Артиллерийский парк стал заменяться новыми системами стальных нарезных орудий, Качалось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний - пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2-4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861 - 1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Значение реформ 1863-1874 годов

Общий ход социально-экономического развития России в конечном счете вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, которые, в свою очередь, дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Реформы 60-70-х годов XIX в. начиная с отмены крепостного права знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Однако эти преобразования носили непоследовательный и незавершенный характер.

Уступки, сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и рациональные тенденции. Последние замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны.

Военные реформы в России в 60-70-х годах ХIХ века

1. Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века

Первая половина XIX века характеризовалась все усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.

Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, все это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти - армии. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области.

Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление сто тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы - Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более пятидесяти тысяч пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала трехсот шагов при весьма незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400-500 сажен.

В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численный состав её почти не изменялся в военное время, то есть армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификой её комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в двадцать пять лет. Призывной возраст от двадцати до тридцати пяти лет. Ежегодный контингент рекрутов составлял в среднем восемьдесят тысяч.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15-20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из "недорослей из дворян", не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, то есть призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушного манекена, лишённого какой бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.

Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:

Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.

Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.

Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.

Значение Юстинианова права

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия...

Кодификация законодательства первой половины XIX века

Главное противоречие в развитие российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм...

Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроперспектива и перспективы

В истории Российского государства насчитывается пять конституций. Все они были приняты в ХХ веке: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция РСФСР 1925 г., Конституция РСФСР 1937 г., Конституция РСФСР 1978 г. и действующая Конституция РФ 1993 г...

Крестьянская реформа и отмена крепостного права в России

В первой половине XIX в. сформировалась социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те...

Министерство внутренних дел в первой половине XIX века

Областная реформа Петра I

На исходе XVII века отчетливо определились те черты исторического развития России, с которыми связаны последующие прогрессивные явления в экономическом, культурном и международном положении страны...

Модернизация государственного управления охватила многие страны в конце XX века. Соединенные Штаты Америки не стали исключением. Страна относилась к числу тех государств, где реформы были вызваны давлением со стороны общества на государство...

Опыт модернизации государственного управления в Соединенных Штатах Америки

Опыт становления местного управления в Росии

1) Место земского самоуправления в политической системе Российского государства второй половины ХIХ века...

Планы и проекты государственного преобразования России М.М. Сперанского и причины их неудач

План государственного преобразования, представленный Сперанским, очерчивал устройство, скорее, не конституционной, а самодержавной монархии, но европеизированного типа. Противоречивость (и, скажем...

Реформа государственной службы в Российской Федерации: основные направления современного развития и проблемы

В ходе преобразований, начатых в 1992 г., на смену прежнему партийно-государственному аппарату (хотя в значительной мере на основе его структур и кадров) пришла государственная служба...

Реформы Петра Великого

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа...

Управление городами от Древней Руси до периода реформ Александра II

Экономическая основа конституционного строя

Пришло время совсем новых приоритетов. И это отразилось на конституционном уровне. Из Конституции СССР в 1990г. исключается положение о том...

Военная реформа второй половины XIX века.

Причины реформы. Поражение в крымской войне было вызвано технической, тактической отсталостью. 200м стреляло наше оружие их 1300м. Ужасные условия в армии погибло 100000 человек в мирное время. Армия самая многочисленная сокращена до 1.5 млн.

Реформу провел назначенный военным министром Милютин, до назначения был профессором. Реформа с 1762 –1784, включала ряд мероприятий˸

  • изменен принцип комплектования армии
  • введена всеобщая рекрутская повинность, но армия не могла принять всех и призывали около 30% остальных записывали в ополчение. Кому идти на службу решали жребием, существовали многочисленные льготы. Служили в армии 6 лет и 9 лет запаса, на флоте 7 лет и 3 года запаса. Служба была бессословной. Окончившие вузы служили 0.5 года, гимназии –1.5 года, начальную 4 года. В 1888г принят новый воинский устав, введены единые сроки службы˸ 5 лет действительной и 12 лет в запасе.
  • Реорганизованы военные училища. Кадетские училища частью остались, а частью переведены в военные гимназии с более высоким уровнем подготовки. Для подготовки младших офицеров созданы специальные юнкерские училища. Офицерский корпус пополнялся выпускниками вузов, которые служили 0.5 года. Но только во время войны призывали к реальной службе. В юнкерские училища стали принимать не только дворян, хотя по-прежнему преобладали дворяне.
  • Реорганизован аппарат военного управления. Раньше командующие гвардией, артиллериями, военными округами, были великими князями, право личного доклада царю, не подчиняясь военному министру, теперь весь аппарат подчинялся военному министру.
  • Территория России разделена на 15 военных округов – во главе командующий округа.
  • Проведена военно-судебная реформа по уставу 1864 года, отменены телесные наказания, но избиение солдат офицерами оставалось.
  • Приняты новые военные уставы. В них новые принципы обучения войск˸ для войны, а не для парадов. Изменился устав караульной службы.
  • Началось перевооружение армии. Внедряется нарезное оружие, строятся первые броненосцы, стали иметь стальные пушки вместо чугунных.
  • Милютин очень много сделал для изменения имиджа солдата, раньше служба воспринималась как каторга, теперь – почетное право и обязанность. Введен термин “защитника отечества”.
  • - ТЕМА 9. Россия во второй половине XIX вЕКА.

    План 1. Кризис николаевского режима. 1. Реформы Александра II – политика возможного. 2. Власть и оппозиция в пореформенной России. 3. Внешняя политика: восстановление статуса и роли великой державы. 4. Россия при Александре III – отложенные решения. 1. В середине XIX в.... .


  • - Тема 6. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

    1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г. 1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. ... .


  • - Социокультурная ситуация рубежа XVIII-XIX вв.

    Конец XVIII - начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн. В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания. Особенностью XIX в. является фор­мирование альтернативных,... .


  • - Россия на рубеже XIX – XX вв.

    Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода... .


  • - Российской империи в конце XIX - начале XX в.

    Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской... .


  • - Российскоезаконодательство XVIII-XiX вв. как законодательство нового времени

    Изменение соотношения обычая и закона как источников права Начало нового этапа в истории русского законодательства, а точ­нее, в истории русского права и законодательства как его источника, большинство авторов связывает с изменением соотношения обычая и 53 Коркунов Н.... .


  • - Российские реформы 60-70-х годов XIX в. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения

    В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и управление... .


  • - Российская империя во второй половине XIX- начале XX вв.

    1. Термином «Великие реформы » называют реформы: А. Александра I начала XIX века; Б. Александра II середины XIX века; В. Хрущева Н.С. 50-60-х годов XX века. 2.Расположить в хронологической последовательности реформы Александра II г.: А. земская реформа; Б. крестьянская реформа; В.... .


  • - Развитие системы публикации законодательных актов в XIX в.

    Итог складывания системы публикации законодательных актов в XVIII в. подведен был в «Предисловии» к первому Полному собранию законов Российской империи, где говорится: «Законы, от Самодер­жавной Власти исходящие, и общия постановления, Именем Ея от уч­режденных мест... .


  • Комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х гг. 19-го в. министром Милютиным.

    Предпосылки военной реформы

    Необходимость реформы русского войска назревала достаточно давно, однако очевидной она стала после поражения России в Крымской войне . Русская армия не только проиграла войну, но также показала свою полную несостоятельность и слабость, обнажились все недостатки - плохое оснащение, плохая подготовка солдат и недостаток человеческих ресурсов. Проигрыш сильно ударил по престижу правительства, и Александр 2-й решил, что необходимо срочно менять политику государства и провести полную реформу армии.

    Изменения в армии начались еще в 50-х гг., сразу после войны, однако самые заметные реформы были проведены в 60-х выдающимся военным деятелем, тогдашним военным министром В.А. Милютиным, который хорошо видел все недостатки системы и знал, как от них избавиться.

    Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны.

    Главное событие всей военной реформы - Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Была отменена рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии.

    Срок службы в большинстве войск составлял шесть лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим способом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось.

    Однако, прежде чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить граждане всех категорий. В 1864 г. Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге.

    Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства, и передать их в ведение округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории.

    После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

    Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения.

    Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура - это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия.

    И, наконец, благодаря всеобщей повинности армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

    Результаты и значение военной реформы

    В результате проведения преобразований появилась совершенно новая армия, а также система военного управления. Солдаты стали более образованными, их численность значительно возросла, армия стала хорошо вооруженной и подготовленной. Благодаря мобильности новой системы государство могло тратить значительно меньше денег на содержание военных, но при этом рассчитывать на лучший результат.

    Страна была готова к возможной войне.

    Российская империя во второй половине XIX века переживала период постепенного отмирания феодального строя и становления капиталистических отношений. Кризис феодально-крепостнической системы усугубило поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.

    Перед страной остро встала необходимость в проведении коренных реформ – общественных, экономических, военных.

    Нарастание революционной ситуации заставило царизм стать на путь отмены крепостного права и осуществить реформу 1861 года. Освобождение от крепостной зависимости и связанные с этим экономические реформы, коренным образом изменили социальное положение граждан.

    Появилась возможность реформировать армию. План всеобъемлющих военных преобразований был разработан военным министром Д. А. Милютиным и в начале 1862 года одобрен Александром II.

    Главной задачей реформ было создание массовой армии европейского типа, компактной в мирное время и способной к быстрой мобилизации в случае войны. Поэтому первыми мерами стали уменьшение срока солдатской службы до 15 лет, из которых 6 лет действительной службы для сухопутных войск, 9 в запасе; на флоте 10 лет – 7 лет действительной, 3 года в запасе, а также сокращение всякого рода вспомогательных войск. Солдаты дореформенной армии призывались практически пожизненно, поэтому войско не имело обученного запаса. В результате же реформ за несколько лет запас удалось увеличить более чем вдвое.

    Для повышения эффективности системы управления войсками в 1864 году вся территория Российской империи была разделена на 15 военных округов, как бы копировавших структуру военного министерства на местах.

    С целью разделения боевого и административно-хозяйственного управления войсками в рамках военного министерства был создан Главный штаб, которому на уровне округов по своим функциям соответствовали окружные штабы. Кроме того, была упорядочена и упрощена система управления армией, устранены дублирующие друг друга структуры, сокращен управленческий штат и вместе с ним расходы.

    Другой важной задачей преобразования армии являлось ее перевооружение, острая необходимость в котором возникла в связи с растущей милитаризацией передовых держав Западной Европы и техническим прогрессом в военной сфере. Переоснащение войск и флота нарезным, казнозарядным и дальнобойным оружием, а также другой новой военной техникой повлекло за собой ряд реформ во всех отраслях военного дела.

    Возникла необходимость предоставления солдатам и матросам элементарного образования. Изменились и тактические принципы ведения боевых действий.

    На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые воинские уставы, во многом изменившие систему боевой подготовки войск. Основные ее положения наиболее полно были раскрыты в учебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три условия обучения: 1. учить войска в мирное время только тому, что необходимо на войне; 2. учить солдат боевому делу необходимо в той последовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предмета обучения; 3. учить преимущественно примером.

    Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки офицерского и унтер-офицерского состава. В связи с этим реформы коснулись и программы обучения офицерских кадров в военных училищах и академиях.

    Следует отметить, что переход армии на новые образцы вооружения был бы невозможен без должного развития отечественной военной промышленности. К концу XIX в. крупные предприятия, производившие оружие, боеприпасы и военные суда, заняли ведущее место в экономике страны. Рост военного производства стимулировал развитие научно-технической мысли. Разработки и изобретения отечественных ученых устранили угрозу военно-экономической зависимости России от стран Западной Европы.

    Также, весьма значимыми были социальные последствия реформы. В армии было введено обязательное обучение солдат грамоте (а по статистике, около 80% призывников не умели читать и писать), в результате чего средний образовательный уровень солдат значительно вырос.

    Успех военных реформ Милютина был обусловлен глубоким пониманием взаимосвязи между процессами, происходившими в обществе и армии, а также системностью проведения преобразований, одновременной нацеленностью на конкретные быстрые результаты и на постепенное, глубокое улучшение военной сферы. В результате реформ Россия получила дешевые и компактные вооруженные силы, формирование которых не ложилось тяжким бременем на плечи населения, и которые полностью восстановили военный престиж страны.