Все о тюнинге авто

Слова, грамматически не связанные с предложением. Вводные слова, словосочетания и предложения К счастью никто меня не заметил ты


Вводными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения и в своеобразной безударности.
Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом, или к отдельным его членам. Ср.: К счастью, никто меня не заметил (Т.); - ...Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.
Отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценку, добавочные эмоциональные и экспрессивные оттенки значения выражают не только отдельные слова, но и словосочетания вводного характера. Например: Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л. Т.); В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).
По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов.
  1. Большую группу составляют вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены (Акс.); Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).
  2. Оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности выражают вводные слова бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др. Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.); Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).
  3. Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.); Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.).
  4. На связь мыслей, последовательность изложения указывают вводные слова и словосочетания во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.); Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой (Л. Т.).
  5. Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей, на экспрессивный характер высказывания: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами, лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.); Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (Шол.).
  6. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути (Гонч.); Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка (Сим.).
  7. Особую группу составляют вводные слова и словосочетания, обращенные к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти (Г.); Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие (Т.).
Вводные слова могут указывать оценку меры того, о чем сообщается (самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.п.), а также иметь другие значения, выражающие отношение говорящего к высказываемой им мысли.
В качестве вводных слов употребляются или специально предназначенные для этой цели слова (впрочем, дескать, пожалуйста, итак, следовательно и др.), или слова различных частей речи в случаях выражения ими указанных выше значений (подавляющее количество вводных слов). Ср.: К удивлению мальчиков примешивался испуг (не вводное слово, член предложения). - К удивлению Пети, в участке не было ни воров, ни пьяниц, ни босяков (Кат.) (вводное слово, выражающее эмоциональную оценку сообщения).
Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, вводные слова тем не менее в некоторых случаях выполняют конструктивную роль и являются необходимыми для структуры предложения. Например: Он примет взвод, а может, роту (Щип.). В этих случаях функция вводных слов близка к функции союзов (разделительных, противительных, присоединительных и др.).
Так, повторяющееся вводное слово может (может быть, возможно) служит для выражения разделительных отношений. Например: Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте (Багр.) (ср. то ли...то ли).
Вводные слова однако, впрочем, напротив и т.п. служат для выражения противительных отношений. Например: Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный (Гонч.) (ср. а ветер...; ветер же...).
Вводное слово правда может выполнять функцию уступительного союза. Например: Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою (П.) (ср. хотя... но...).
По морфологическому своему выражению вводные слова в своем подавляющем большинстве соотносятся или с именами, или с глаголами, или с наречиями.
  1. Вводные слова именного типа выражаются:
а) именами существительными (без предлога или с предлогом), например: правда, словом, без сомнения, к счастью, на беду, по преданию;
б) именами прилагательными (субстантивированными), например: в общем, между прочим, самое главное;
в) местоимениями (в сочетании с предлогом), например: кроме того, напротив того.
  1. Вводные слова наречного типа соотносительны с наречиями, например: вероятно, видимо, несомненно, вернее, короче, кстати, наконец.
  2. Вводные слова глагольного типа выражаются:
а) личными формами глагола, например: видишь ли, представьте себе, думаю, полагаем, говорят, рассказывают (вводные конструкции этого типа стоят на грани между вводными словами и вводными предложениями, так как слова типа думаю, полагаем могут рассматриваться как односоставные определенно-личные предложения, а слова типа говорят, рассказывают - как односоставные неопределенно-личные предложения);
б) инфинитивами или инфинитивными сочетаниями, например: видать, признаться, кстати сказать, по правде сказать;
в) деепричастиями (в сочетании с наречием или именем существительным), например: точнее говоря, мягко выражаясь, правду говоря, по совести говоря.

8-й класс

Слова, грамматически не связанные
с предложением

ВВОДНЫЕ СЛОВА

Предложение можно сравнить со зданием, кирпичиками которого являются члены предложения. Без ущерба для смысла нельзя выбросить ни один из таких кирпичиков. Но и служебные части речи, которые не входят в состав членов предложения, помогают созданию единого предложения.

Однако в русском языке есть слова, грамматически не связанные с предложением. К таким словам относятся вводные слова и предложения, обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.

Прежде всего посмотрим, что отличает обычные члены предложения от вводных слов. Возьмем два предложения «Люди стремятся к счастью » (к чему?). Это – косвенное дополнение. «К счастью, никто меня не заметил». Это – вводное слово, которое не является членом предложения и может быть заменено другим вводным словом или устранено из предложения. Особый вопрос – какую информацию теряет такое предложение, оставшись без вводного слова. (Возможно, этот вопрос еще не разработан в должной мере). Но очевидно, что классификация вводных слов основана на выявлении того смысла, какой привносят вводные слова в предложение.

Вводные слова и словосочетания составляют следующие группы.

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи с содержанием высказывания: к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к досаде, к ужасу и т.д.

…от резкого движения Ермолая (он хотел достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. (И.С. Тургенев. Льгов ) Здесь имеются и вводное предложение, носящее уточняющий характер, и вводное слово, относящееся не ко всему предложению, а к части его членов, рядом с которыми стоит.

Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение. (Л.Н. Толстой)

Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе была устроена целая слесарная мастерская. (В.П. Катаев)

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.).

Я, разумеется, обошелся весьма бережно со стариком. Бурмистр, должно быть, в Перове погулял. (И.С. Тургенев)

3. Вводные слова, указывающие на источник сообщения, – говорят, сообщают, по-моему, по-твоему и т.д.

Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И.А. Крылов)

У Плюшкина, по словам Собакевича, люди мрут как мухи. Гусь, известно, птица важная и рассудительная. (Н.В. Гоголь)

Командиры, слышно, им довольны. (А.С. Пушкин)

4. Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, во-первых и т.п.

Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой. (Н.В. Гоголь)

Познакомился я раз с Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. В конце концов, это была первая географическая энциклопедия России. С одной стороны, темнота была – спасительной: она скрывала нас. (К.Г. Паустовский)

Таким образом, команда нашего судна была готова. (В.Г. Короленко)

Я вам скажу, отчего вы меня не заметили: во-первых, я беден, а во-вторых, смирился. (И.С. Тургенев)

Слово наконец является вводным, если оно указывает на связь мыслей, порядок изложения (= и еще ), дает оценку факта с точки зрения говорящего: Поведение этого человека становится, наконец, невыносимым.

Наконец не является вводным, если заменяется словом напоследок, после всего. Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А.С. Пушкин)

Союз а (реже союз но ) не отделяется запятой от последующих вводных слов, если образует с ними единое целое. Для проверки следует вводное слово изъять или переставить: если такая перестановка возможна, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой.

Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал крепче и энергичнее.

(Здесь вводное слово нельзя ни отбросить, ни переставить.)

Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой. (Вводное слово не связано с союзом.)

Вводные слова во-первых, во-вторых обособляются, после второго из этих слов обычно ставится тире.

Во-первых, я надеялся отдохнуть в деревне, во-вторых – получше подготовиться к экзаменам.

Подобным образом обособляются и вводные словосочетания с одной стороны, с другой стороны – при пропуске второго компонента.

С одной стороны, я радовался сложившимся обстоятельствам, с другой – опасался их.

5. Вводные слова, указывающие на оформление высказываемых мыслей: одним словом, короче говоря, вообще, вообще говоря, собственно говоря, как говорится, так сказать, другими словами, скорее, короче, точнее (говоря) и др.

Слово вообще обычно не является вводным. Вообще это верно, но в данном случае это не так. Погода здесь вообще холодная. Исключение составляет вообще в значении «вообще говоря » или все это словосочетание. Оно вводное: Вообще, мне это кажется странным. Книг он, вообще сказать, не любил читать. Также всегда вводным является вообще-то.

После обеда Климент Иванович погрузился в задумчивость и, говоря прямо, слегка осовел. (И.С. Тургенев)

Как говорится, дело мастера боится.

6. Вводные слова, выражающие призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание: видишь ли, видите ли, понимаешь, пойми, понимаете ли, вообразите, знаешь ли, извините, простите, пожалуйста, скажем, допустим, предположим.

Он, видите ли, не мог не знать о болезни друга.

Допустим, он мог избежать этой ошибки.

Этот поступок, извините за прямоту, вызовет законное осуждение.

Э.С. ДЕЗОРЦЕВА,
г. Москва

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.А21. Вводные слова и вводные конструкции. Учитель русского языка и литературы «МОУ ВСОШ» г. Кимры Шишаева Нелли Геннадьевна

Изучив тему, вы должны знать: особенности вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений; классификацию вводных речевых единиц по значению; правила обособления вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений. Изучив тему, вы должны уметь: различать вводные слова и члены предложения; определять значения вводных речевых единиц; различать вводные и вставные единицы; применять на практике изученные пунктуационные правила; употреблять в речи вводные и вставные единицы.

Русский ученый - лингвист Пешковский А.М. считал, что вводные конструкции - это «… инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению». Общим свойством вводных слов является то, что они составляют второй план речи, то есть выражают не содержание высказывания, а отношение говорящего к этому содержанию. Вводные слова не являются членами предложения. Им присуща интонация водности. Вводные слова произносятся быстро по сравнению с остальной частью предложения.

Группы вводных слов по значению Значение Вводные слова Примеры 1. Различная степень уверенности Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения и др. – большая степень уверенности. Кажется, вероятно, пожалуй, очевидно и др. – меньшая степень уверенности. Дождь, конечно, скоро кончится. Дождь, разумеется, скоро кончится. 2.Различные чувства 3.Источник сообщения К счастью, к общей радости, к сожалению По сообщению, по словам, по мнению Дождь, к счастью, скоро кончится. По-моему, дождь скоро кончится. 4. Порядок мыслей и их связь Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, значит, например, напротив, наоборот и др. Во-первых, я недостаточно понял… 5.Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать… Одним словом, все обошлось благополучно. 6.призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь внимание Видишь (ли), видите (ли), понимаешь, пожалуйста, поймите, скажем, верите Пожалуйста, передайте мою просьбу и скажите, что мы скоро встретимся.

☺Помню: Вводные слова и предложения всегда выделяются запятыми. (Одной запятой, если стоит по краям предложения, и с обеих сторон, если находится в середине предложения). 1 .К счастью, никто меня не заметил [ Вв. , … ] 2 .Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное непростительное движение. [ … , вв. , … ] 3 .Я был не против, конечно. [ … , вв. ] Иногда вводные предложения оформляются скобками. Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает во сне.

Вводные предложения- это предложения, выполняющие те же функции и имеющие те же значения, что и вводные слова. Вводные предложения по своей структуре бывают двусоставные (Я знаю, вы помните, как сообщают газеты), односоставные: неопределенно-личные (говорили о нем, как мне казалось), безличные (можно полагать, как мне казалось). Вводные предложения, как и вводные слова, на письме выделяются запятыми. А в устной речи выделяются паузами, произносятся более низким тоном и более быстрым темпом, чем основное предложение.

Знаки препинания при вводном предложении Вводное слово = вводному предложению Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала. (М.Ю. Лермонтов) [ … , вв.пр. , … ] Птенец упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно. (И.С.Тургенев) [ … (вв. распр.пр.) … ]

☼ На заметку Вводные слова надо отличать от самостоятельных частей речи. Чаще всего это такие слова: может быть, кажется, наконец, однако, напротив и др. Проще проверять путем изъятия данного слова из предложения. Если это вводное слово, то структура предложения сохраняется!!! Он, может быть, скоро вернется. → Он скоро вернется. Мне кажется, что я заболел. → Мне…, что я заболел. (структура нарушена, кажется является сказуемым. Кажется, я заболел. → … , я заболел. (структура не нарушена, это вводное слово)

Слова наконец, однако, вообще могут быть вводными или не являться таковыми в зависимости от значения. Вводное слово Не вводное слово наконец Если имеет значение «и ещё»: Наконец, расскажу о самом главном. Если имеет значение «в результате», «в конце концов»: Мы наконец закончили работу. однако Если стоит в середине или в конце предложения: Спор, однако, затянулся. Если стоит в начале простого предложения и синонимично союзу но: Было трудно, однако я справился. вообще Если имеет значение «вообще говоря »: Это, вообще, хороший признак. Если имеет значение «В целом», «обычно», «всегда»: Здесь вообще зимой бывает холодно.

Слова значит, главным образом могут быть вводными или не являться таковыми в зависимости от значения. Вводное слово Не вводное слово Главным образом Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом. (Главным образом = самое главное) Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию. Значит Если синонимично словам стало быть, следовательно: Значит, вы не можете сегодня прийти? Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло. Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем. Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться – значит победить.

Тестовые задания для закрепления изученного материала по теме «Омонимия вводных слов и членов предложения» 1.В каком предложении слово однако является вводным и выделяется с двух сторон запятыми? 1.Работа над проектом идет однако до конца еще далеко. 2.Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя однако это так. 3.Письмо написано корявым почерком с помарками однако без ошибок. 4.Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и не пошел. 2.В каком предложении слово наконец является вводным и выделяется с двух сторон запятыми? 1.Очертания гор становились все бледнее и наконец совсем растаяли. 2.Юре не хватает терпения, внимания и наконец знаний. 3.Поезд медленно шел вдоль платформы и наконец остановился. 4.Репетиции продолжались несколько месяцев. Наконец был объявлен день премьеры.

Проверьте ответы! Ответы: 1 – 4); 2 – 2);

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и сочетания: Исключительно Авось Буквально Будто Вдобавок Вдруг Ведь Именно Небось Приблизительно Примерно Притом Почти Поэтому В конечном счете Вряд ли все-таки Вроде бы Тем не менее К тому же Между тем По совету… По указанию По постановлению

Алгоритм работы при выполнении заданий по теме «Омонимия вводных слов и членов предложения» 1. Прочитайте предложение с правильной интонацией. 2. Выясните, существует ли между выделенными словами и членами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии - вводными. 3. Убедитесь, что изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения. 4. Выделите вводное слово запятыми. 5. Убедитесь, что изъятие члена предложения разрушает синтак­сическую структуру.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите, чем являются выделенные слова. Ваше предложение кажется мне (не)пр.. емлемым. Мы кажется многого (не)предусмотрели. Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно быть забыли закрыть на ночь. Ты может хочешь поехать в Москву? Ваше предложение может быть принято на определе (н,нн) ых условиях. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать свое мнение.

Вводные слова и сочетания слов, находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста. ДА ВЫВОД: Запятая после союза ставится Можно ли опустить вводное слово без изменения структуры предложения НЕТ ВЫВОД: Запятая после союза не ставится

☼ На заметку Союз а (реже союз но)не отделяется от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое. Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее. Если при помощи союза противопоставляются два однородных члена предложения и вводное слово не связано с союзом – ставь запятую! Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

☼ На заметку При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится! Так, например, к соединительным союзам относится союз ни. \

Знаки препинания при вводных словах Не выделяются запятыми вводные слова или словосочетания, стоящие в начале или в конце обособленного оборота: причастного, деепричастного, уточняющего, присоединительного. Дверь вела в комнату, по-видимому служившую столовой. Они молча смотрели друг на друга, быть может и без слов понимая все. Книга понравилась многим, например мне.

Вводное слово в составе обособленного оборота Мимо пробежал кто-то по счастью меня не заметивший. Мимо пробежал кто-то меня по счастью не заметивший. Мимо пробежал кто-то меня не заметивший по счастью.

При сочетании знаков препинания (скобки, запятые) запятая, которая должна была стоять в тексте, если бы не было вводного предложения, ставится после скобок. Только под утро (петухи – я слышал это сквозь сон – уже подавали голос) она наконец уснула. Рощин оперся на винтовку (все еще болела нога) , и непрошенные мысли овладели им.

☼ На заметку Не являются вводными словами и не выделяются запятыми частицы ведь, вот, будто, словно, примерно, просто, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, как бы, даже. Частица бывало выделяется запятыми!!!

Частицы, не выступающие в роли вводных слов Вы мне как будто этого не говорили. Солнце словно замедлило свое движение к небу. Книга якобы интересная. Сеанс продолжался приблизительно полтора часа. Мы даже не заметили быстрого наступления вечера. Нужно поговорить именно с ним. Для беседы подошли как раз вы. Сядет, бывало, и начнет рассказывать.

Расставьте знаки препинания. Не путайте вводные слова и слова, похожие на них. Бежит и слышит за собой как будто громкий топот. Определенно он опоздает. Между тем концерт продолжался. Вдруг налетел шквальный ветер и лодку понесло в открытое море. Где именно можно взять эту книгу? К счастью всё необходимое было с собой. Я к сожалению должен идти. Вы всё же неправы. Я вряд ли успею купить билеты. Он якобы предупреждал нас. Он конечно прав.

Проверьте написанное! Бежит и слышит за собой как будто громкий топот. Определенно он опоздает. Между тем концерт продолжался. Вдруг налетел шквальный ветер и лодку понесло в открытое море. Где именно можно взять эту книгу? К счастью, всё необходимое было с собой. Я, к сожалению, должен идти. Вы всё же неправы. Я вряд ли успею купить билеты. Он якобы предупреждал нас. Он, конечно, прав.

Алгоритм работы к заданию А21 Прочитайте предложение с правильной интонацией. Имейте в виду, что вводные и вставные конструкции выделяются в предложении интонационно, отграничиваются от него. Для них характерна интонация вводности: понижения голоса и убыстренный темп произношения по сравнению с произносительной интонацией остальной части предложения. Подчеркните грамматические основы. Определите, связаны ли между собой части структурно и семантически. Помните, что подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и союзных словах. Части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое; в нем присутствуют главная часть и придаточная. Выясните, являются грамматически не связанные с членами предложения речевые единицы вводными или вставными. Помните, что вводные предложения выражают отношения говорящего к содержанию высказывания. Они выражают те же значения, что и вводные слова. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрушая его интонационное единство. Расставьте знаки препинания. Вводные единицы выделяются запятыми, а вставные - тире или скобками.

Тестовые задания (А 21) 1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Генерал (1) казалось (2) не слышал слов капитана (3) однако (4) это впечатление было обманчивым. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 3, 4 2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Раннюю поэзию С.Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистической, ведь она (2) кажется (3) призрачной, и каждый образ оставляет впечатление тайны. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2 4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

Проверьте ответы! Ответы: 1 – 3); 2 – 1); 3 – 4); 4 – 4) Вводные слова могут быть словами – сорняками. Сравни! 1.Мне, конечно, 13 лет. 2.Ему, конечно, не меньше 13 лет. 3.Я, значит, живу у самой реки. 4.Он слышал гудок теплохода. Значит, недалеко река.

Работа по развитию речи Прочитайте текст. Все ли вводные слова, употребленные в нем, уместны? Мнение обоснуйте. Запишите текст в исправленном виде. Я, конечно, люблю весну. А кто, скажите, ее не любит? Выйдешь, бывало, на лесную опушку, вдохнешь аромат оттаявшей земли, потрогаешь, естественно, гладкий ствол березы, вслушаешься, само собой, в окружающие звуки. И эти часы, проведенные наедине с весенней природой, несомненно, согревают душу, придают силы.

Дифференцированное домашнее задание. Воспроизводящие задания Подготовьте сообщение на тему «Роль вводных слов в речи». Исследовательское сообщение (выступление) Найдите в произведениях М.Булгакова, М.Шолохова примеры использования вводных слов. Творческие задания Составьте тест по теме «Вводные слова». Традиционные задания Прочитайте параграф §79, в учебнике (В.Ф. Греков). и выполните упражнение 392.

РЕФЛЕКСИЯ Какие вопросы по теме «Вводные слова и предложения» не затрагивались? Подготовьте сообщение. Какие вопросы вызвали затруднение? О чём вы хотели бы услышать ещё раз? Что запомнилось больше всего? При выполнении каких заданий ЕГЭ вы можете использовать полученные знания?

Использованные ресурсы Подготовка к ЕГЭ http:// bugaga . net . ru / http:// peressa 2009. narod 2. ru / Gotovimsya _ k _ uroku / http://pptbase.!!! http://school-collection.edu.ru punktuatsiya_pri_vvodnyh_slovah.rar Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2010г. Н.А.Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2010 – Ростов – на - Дону: Легион, 2009


Вводные слова.
Вспомни, какие слова называются вводными (что, как правило, обозначают, являются ли членами предложениями, как выделяются на письме). Расставь недостающие знаки препинания.
К счастью никто меня не заметил.
Погода была ветреная, ветер однако не совсем был попутный.
Был помнится праздник и базарный день.
Ночь была темна, а в нашей повозке конечно еще темнее.
Собака моя по-видимому нашла в кустах вальдшнепа и там долго стояла.
Червяки жили долго и превращались иногда к великой нашей радости в куколки.
Тут к неописуемому восхищению Пети на старом кухонном столе была устроена целая слесарная мастерская.
Глазами кажется хотел бы всех он съесть.
Как видно и здесь Гаврик был свой человек.
Ты сказывают петь великий мастерище.
Здесь простите не три тетради, а четыре.
Почти каждому человеку очевидно знакомо ощущение неизбежного счастья.
Наше счастье очевидно.
Познакомился я раз с Полутыкиным, страстным охотником и следовательно отличным человеком.
Душа моя я помню с детских лет чудесного искала.
Завтра как сообщают газеты открывается художественная выставка.
Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей.
Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.
Ру
·ки мои к страшной моей досаде дрожали горло сохло.
По словам маменьки сынок ее был самый смирный и добрый человек.
По словам человека еще нельзя судить о его поведении.
Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям или вернее сказать чудам природы.
Командиры бросили книги, карты географические других на корабле не было разговоры и стремительно побежали на палубу.
Я не успел хорошенько заметить его лица коляска слишком быстро промчалась мимо но мне показалось, что он был глубоко тронут.
Со мной был очень холоден и странное дело я словно его боялся.
Вот у меня я думаю глаза получше.
В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного.
Заподозрить Якова Лукича во вредительстве теперь уже казалось ему было нелепо.
И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.
Солдаты их было трое ели, не обращая внимания на Пьера.

Алексеева Н.С., школа №26.


Приложенные файлы

Найдите и подчеркните в тексте обращения. Расставьте знаки препинания.

Друзья здесь светит нам луна, здесь кров небес над нами. Цвети Отечество святое. Как я люблю товарищ мой весны роскошной появленье. Скажи – ка дядя ведь недаром Москва, спаленная пожаром французу отдана? Березы белоствольные растите веселей. Шумит земля привольная ветвями тополей. Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. Здравствуй солнце здравствуй лес.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поезжайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин) 3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? 2. Эй, вратарь готовься к бою. 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой.

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. 6. Роза для чего тебе шипы?

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тест по теме "Обращение"

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха.

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

Б. Князь - подлежащее.

В. Гости - обращение.

Г. Князь - обращение.

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко."

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

Найдите в тексте вводные слова.

1.К счастью, никто меня не заметил (Т.).2.Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). 3.Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л. Т.).4. В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).5. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).6.По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.).7. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).8. Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.).9.Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.).10.Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.). 11. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка (Сим.).12. Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Л.);13.Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины... (М. Г.).14. Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.).15. Она была красивая и, что еще важнее, умная женщина.

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.

Запишите предложения, объясните правописание слов и постановку знаков препинания, укажите значение вводных слов.


1.Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.
2.Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
3.Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
4.Кажется, ваша история там наделала много шуму.
5.Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.
6.Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
7.Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.


Упражнение 5.


Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите вводные конструкции.


Пушкин в совершенстве владел француз...ким. читал (по)английски (по)итальянски самостоятельн... выучился читать (по)испански. Поэтому естестве(н, нн)о в библиотек... были произведения античных авторов в переводах и оригиналах всех выдающихся писателей Западной Европы. Здесь же (на)конец прочное место занимали произведения восточных литератур на француз...ком языке арабской индийской китайской.


Упражнение 6.


Выпишите предложения с вводными словами, расставьте запятые.


1. Поезд мчит меня к счастью.
2. К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.
3. Всё казалось ему родным и близким.
4. Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь.
5. Задание. Введите в предложение синонимичные вводные слова.
6. Дождь прошёл стороной. Погода изменилась.


Упражнение 7.


Вставьте в текст вводные слова, поставьте знаки препинания.


Однажды... Аполлон, бог света и искусств дал задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Зоил... поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику философа. Тот не увидел красоты. А ведь он... стоял перед морем красоты. Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал... символом пустой и злобной критики.
(По В. Келеру)

Тест по теме «Вводные конструкции»

1. Какие утверждения являются неправильными?


1) Вводные конструкции - это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.


2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.


1) Вводные конструкции не являются членами предложения.
2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).


3. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).


1) Поезд мчит меня к счастью.
2) Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.
3) Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.
4) У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.


4. Найдите предложения, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).


1) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществлялась так ОЧЕВИДНО.
2) Графиня весьма КСТАТИ воротилась в гостиную.
3) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО XIII век - это кризис феодализма во всем мире.
4) ОЧЕВИДНО сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.
5) На бледном лице ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потухала редкостная красота.
6) КСТАТИ слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.


5. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.


1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
2) Олег усмехнулся, однако, чело и взор омрачилися думой.
3) Впрочем, Софья Николаевна не очень постарела.
4) Тайная канцелярия полтергейстами, как известно, не занималась.
5) Правда, в огне не горит и в воде не тонет.
6) Упражнение, должно быть, выполнено чисто и аккуратно.


6. В каком предложении есть вводные слова?


1) День подходил к вечеру, однако ветер не утихал.
2) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье.
3) Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.
4) Несмотря на все трудности работы, полученные результаты оказались удачными.


7. Укажите, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным.


1) Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.
2) Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.
3) Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.
4) Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.


8. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.


1) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
2) Правда глаза колет.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4) Деньги смогут много, а правда все.


9. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Источник сообщения».


1) Расчет, по-моему, был математически точен.
2) Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань.
3) Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.
4) Вероятно, все это давно исчезло без следа.
5) Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.


10. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)».


1) Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.
2) За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.
3) Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.
4) Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.


11. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (УВЕРЕННОСТЬ)»


1) Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.
2) Старые друзья - это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.
3) Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.
4) Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.


12. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Эмоциональная оценка сообщения».


1) К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем.
2) Человек, говорят, ко всему привыкает.
3) Дождь, к сожалению, не прекращался.
4) Дрова, как на грех, попались сырые и плохо горели.


13. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Призыв к собеседнику».


1) Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.
2) После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.
3) Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.
4) Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.


14. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Способ оформления мыслей».


1) Мне, вообще, это никогда не нравилось.
2) Одним словом, ты сам должен решить, как лучше поступить.
3) Как говорится, дело мастера боится.
4) Тебя, очевидно, не так информировали.


15. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Последовательность изложения».


1) Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой.
2) Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво.
3) Подобные путешествия, с одной стороны, весьма интересны, но очень утомительны - с другой.
4) Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий гул.


16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4


17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3


18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3