Все о тюнинге авто

Генерал синявин известный крымский садовод. Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память. Буксировка пленённого “ Сед-эль-Бахри “ русским линейным кораблём “ Селафаил “

Многолетнюю военную службу Сенявина нельзя назвать гладкой. В ней были и заслуженные награды, и царская опала; трудные морские походы и ратные подвиги. Его военные заслуги высоко ценили адмирал Ушаков Ф.Ф. и светлейший князь Потемкин Г.А. Благодаря незаурядным дипломатическим способностям Дмитрий Николаевич сумел сохранить русскую эскадру, оказавшуюся в крайне сложных обстоятельствах.

После окончания в 1780 г. Морского кадетского корпуса мичман на корабле «Князь Владимир» участвовал в плавании к Лиссабону и обратно. Проявив в походе «отличное радение в службе», был замечен командованием, по возвращении из плавания в 1782 г. молодого офицера направили сначала на Азовскую флотилию, а затем на Черноморский флот.

В 1783 г. 20-летний Дмитрий Сенявин получил чин лейтенанта и назначение флаг-офицером при контр-адмирале Мекензи Ф.Ф. , который занимался вопросами строительства Ахтиарского порта (Севастополя ) – будущей главной базы русского флота. В 1786 г. Сенявина назначили командиром пакетбота «Карабут», курсировавшего между Севастополем и Константинополем, доставляя дипломатическую почту послу в Турцию.

После заключения Тильзицкого мира вице-адмирал Сенявин Д.Н. получил приказ государя Александра I оставить Архипелаг, передать Ионические острова и другие русские опорные пункты на Средиземном море французам, а Тенедос – Турции, фактически зачеркнув все победы флотоводца. Эскадру император указал возвратить в Россию.

19 сентября эскадра Сенявина, в составе десяти кораблей и трех фрегатов, покинула Корфу, направляясь на родину, но сильный встречный ветер, перешедший в шторм, заставил вице-адмирала в конце октября зайти в Лиссабон .

По Тильзитскому миру Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии. В Лиссабоне русская эскадра с моря оказалась блокированной подошедшим английским флотом, с суши приближались французские войска, которые через месяц заняли город. Генерал Жюно получил приказ императора всеми силами постараться использовать русские корабли для борьбы против Англии.

Сенявин Д.Н. отказался выполнить указ государя об исполнении всех предписаний французов, провёл самостоятельные и несогласованные с русским правительством дипломатические переговоры с англичанами, после которых наша эскадра была интернирована и доставлена в Портсмут, где должна была находиться до заключения мира между Англией и Россией. Тем самым Дмитрий Николаевич сумел сохранить русские корабли.

В начале сентября 1809 г. русская эскадра под командованием вице-адмирала Сенявина Д.Н. прибыла в Ригу. Александр I самостоятельность и независимости действий Сенявину, который к тому же «сберег и людей и деньги», простить не смог. Вице-адмирал поступал в Адриатике вопреки августейшей воле, поэтому попал в опалу. Кроме этого, популярность и слава флотоводца в России, вернувшегося победителем их труднейшего 4-летнего похода, была огромной, а это было не по душе государю. В 1810 г. Сенявин Д.Н. был назначен на второстепенную должность командира Ревельского порта

Во время Отечественной войны 1812 г. , тяготясь своим бездействием в Ревеле, он подал прошение государю о зачислении в действующую армию или Московское ополчение , но получил отказ. В 1813 г. Дмитрий Николаевич подал в отставку. Александр I, не сказав ни слова, уволил его с половиной пенсии.

Только через 12 лет, в 1825 г., в связи с угрозой очередной войны с Турцией, новый император Николай I вернул знаменитого флотоводца на службу и назначил командующим Балтийским флотом. В этом же году Сенявин получил звание генерал-адъютанта , а в августе 1826 г. Дмитрий Николаевич был произведён в адмиралы .

В этом же году он был избран почетным членом Петербургской академии наук, а в декабре был назначен сенатором. В 1827 г. в связи с победой союзной эскадры над турецко-египетским флотом в Наваринском сражении Сенявину были вручены алмазные знаки к ордену святого Александра Невского.

Надо отметить, что на флоте Дмитрий Николаевич пользовался не только огромным авторитетом, но и большой любовью. Ученик и продолжатель тактики Ушакова Ф.Ф. , Сенявин был противник телесных наказаний матросов, лично руководил подготовкой флотских экипажей, отличался кристальной честностью.

Адмирал Сенявин Д.Н. был приверженцем решительной наступательной тактики. Знаменитый русский флотоводец опирался на принцип манёвренного боя и сосредоточение сил для удара по флагманским кораблям, он разработал и применил на практике идею одновременного нанесения главного и вспомогательного ударов по врагу. Сенявин уделял много внимания осуществлению непрерывного руководства боем. Дмитрий Николаевич придавал большое значение эффективному использованию в морских сражениях корабельной артиллерии.

Его патриотизм неказенного цвета не мог не импониро­вать; его отношения как с подчиненными в прошлом, так и со «сферами» в настоящем не могли не вызывать сим­патии, а его опала не могла не волновать и не возму­щать. И отсюда с легкостью заключалось: Дмитрий Ни­колаевич Сенявин враждебен режиму. Его не привлекали в тайное общество, но он, как Мордвинов и Сперанский, был в числе тех, кого декабристы намечали в состав Временного правительства , и даже в случае успеха восстания его предполагали поставить во главе правительства.

В 1787 г. капитан 1-го ранга Дмитрий Сенявин женился на Терезе – дочери австрийского генерального консула в Яссах, женился по любви и прожил с Терезой Ивановной до самой смерти. В браке родились шестеро детей: три сына и три дочери. В 1798 г. родился старший сын Николай. Он так же, как и отец, стал морским офицером. Перейдя поручиком в гвардию, в Финляндский полк, Сенявин-младший вступил в тайное общество «Хейрут», где «занимался конститу­цией».

Общество это было дочернее Союзу благоденствия, и организовал его литератор Федор Глинка , состоявший, к тому же чиновником по особым поручениям для сбора сведений о подпольных кружках при петербургском генерал-губернаторе Милорадовиче М.А. Он собственно и помог в 1820 г. Николаю Сенявину избежать ареста после доноса на него корнета Ронова.

Восстание 14 декабря 1825 г. было для Сенявина Д.Н. воен­ным бунтом, а военный бунт карался смертью. В июне 1826 г. шестерых генерал-адъютантов «прикомандировали» к Верховному уголовному суду. Среди них и Сенявина. Сенявин Д.Н. был в числе тех, кто сурово осуждал декабристов. Арестован был и сын Дмитрия Николаевича — капитан лейб-гвардии Финляндского полка Николай Сенявин, но осуждён он не был.

В 1830 г. Сенявин долго болел и был уволен в отпуск по болезни. Адмирал скончался 5 (17) апреля 1831 г. Дмитрий Николаевич Сенявин просил похоронить его скромно, но император организовал торжественное погребение. Сенявин Д.Н. был похоронен с воинскими почестями в Петербурге, в Духовской церкви Александро-Невской лавры. Император Николай I лично командовал почетным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка.

Иван Федорович Крузенштерн, первый русский кругосветный мореплаватель, составляя атлас Тихого океана, нарёк именем Сенявина южно-сахалинский мыс… Адмирал Сенявин ещё успел узнать, что его именем названы шлюп, на котором Литке ходил на Тихий океан, открытый пролив у Чукотского полуострова и острова в западной части Тихого океана.

При написании статьи были использованы материалы книги Ю. Давыдова «Сенявин», М., «Молодая гвардия», 1972 г.

Флот у него в крови. Именно так можно охарактеризовать ярчайшего русского флотоводца и адмирала. Могла ли его судьба сложиться иначе, без морского флота? Конечно же, нет. Его семья связала свою жизнь с этим непростым ремеслом с основания флота в России. Дед служил боцманом еще при Петре I и дослужился до контр-адмирала, а его брат сделал не менее блистательную карьеру, добившись впечатляющих результатов при битве на озере Эзель против шведов. Отец его в чине вице-адмирала и вовсе занимал должность военного губернатора Кронштадта. В военно-морской корпус, Сенявин попал в возрасте 10 лет, когда отец, во время пивной пирушки принял решения отдать сына на обучение. Позднее, о детском периоде обучения будущего генерала напишет известный биограф, Броневский: «Дмитрий Николаевич по своей натуре был человеком простым и скромным, который умел располагать к себе всех окружающих и использовать их любовь на благо общего дела. В кругу друзей он прослыл, как любящий и заботливый отец, в кругу коллег - как справедливый, но требовательный начальник».

Начало службы


Свою морскую службу начал в возрасте 14 лет, а уже через 3 года выдержал экзамен на чин мичмана. В 1780 году он провел и первое длительное плавание, когда корабль отправился в Лиссабон для поддержания «вооруженного нейтралитета» , из-за борьбы североамериканских колоний за независимость. Большую же часть своей карьеры он связал с походами и боевыми действиями в бассейнах Черного и Средиземного морей. В 1782 году попал на корабль класса корвет («Хотин») и стал ближайшим помощником и правой рукой адмирала Макензи.

Карьерный рост

В 1787 году началась , которая и позволила будущему адмиралу раскрыть весь свой потенциал. Он блистательно проявил себя во время страшного шторма и в сражении 1788 года у острова Фидониси. О результатах боя имел честь доложить лично императрице, после чего и был назначен на пост генерал-адъютанта. В этом же году, участвует в боевой операции при осаде Очакова (его корабль осуществлял огневую поддержку с моря). За эту заслугу молодой генерал получил Георгия 4-ой степени. Спустя 3 года, командуя кораблем, отличился и в битве при Килиакрии, где, по воспоминаниям Ушакова (на тот момент начальника русской эскадры) молодой генерал проявил достойный пример мужества и отваги. Однако, вскоре после этого, между Ушаковым и Сенявиным разгорелся настоящий скандал. Молодой генерал обвинил командира эскадры в излишней осторожности и во всеуслышание заявлял об этом. В ответ на подобные высказывания, Ушаков обвинил подчиненного в саботаже, т.к., якобы, Дмитрий Николаевич намеренно подобрал экипаж из неопытных и больных матросов. В роли судьи выступил Потемкин, которому ничего не оставалось, как соблюсти субординацию и встать на сторону Ушакова. В связи с этим, талантливый генерал был лишен своей должности и направлен под арест. В скором времени конфликт разрешился, благодаря благородству и милости Ушакова, который, по словам очевидцев, буквально со слезами на глазах обнимал пострадавшего генерала и всячески выказывал ему свое прощение. Воспользовался ситуацией и Потемкин, моментально восстановив Дмитрия Николаевича в чину и высказав мнение, касательно того, что молодого генерала ждет блистательное будущее. В одном из дневников Потемкина сказано: «Он станет одним из величайших адмиралов и со временем, возможно, превзойдет сам себя». С этим утверждением был согласен и сам адресат, который в очередной раз доказал это на деле, взяв остров Св. Мавры, под руководством . За эту боевую операцию генерал получил Анну 2-ой степени.

Впоследствии, во время средиземноморской экспедиции 1805-1807 годов, Сенявин получил звание вице-адмирала. Говорить о подвигах и походах этого великого адмирала можно бесконечно долго. В биографии Дмитрия Николаевича Сенявина практически нет скандальных моментов, что говорит о его исполнительности. Конфликт с Ушаковым лишний раз подтверждает его прямоту и открытость. В его честь названы 3 мыса и 1 полуостров, а так же улицы в Махачкале и Севастополе. Он был истинным морским волком, который с детства не знал ничего, кроме флота и моря.

Сенявин, Дмитрий Николаевич

Генерал-адъютант, адмирал, сенатор. Род С. происходит от выехавшего из Польши в Россию в XVI веке некоего Алехна Сенявского. Еще в царствование Петра Великого двое из Синявиных, Иван и Наум Акимовичи, известны как одни из первых русских моряков, получивших морское образование не за границей, а в России. Сын одного из них и дядя Дмитрия Николаевича, Алексей Наумович Сенявин, выдвинулся как моряк в царствование Екатерины II, принимая участие в первой турецкой войне. Морская служба была, таким образом, известной семейной традицией в роду Сенявиных. Дмитрий Николаевич С., сын майора Николая Феодоровича, родился 6 августа 1763 г. в с. Комлеве, Боровского уезда Калужской губернии. Не будучи принят в сухопутный корпус и пройдя курс первоначального образования в городской школе вместе с солдатскими детьми, С. поступил в 1773 г. в Морской корпус, откуда и был выпущен в чине мичмана в 1780 г. Еще будучи гардемарином, он совершил уже некоторые плавания; так в 1779 г. под начальством капитана Берка он ходил из Кронштадта в Ревель, а оттуда в Северный океан к мысу Нордкап и обратно. Производство его в офицеры совпало с заключением "вооруженного нейтралитета" и в первый же год службы ему пришлось совершить плавание от Кронштадта до Лиссабона, порта, имевшего такое огромное значение в его личной жизни гораздо позднее. По возвращении из этого плавания С. был назначен в азовский флот. Он служил здесь на корабле "Хотин", на котором бежавший из Крыма хан Шагин-Гирей, искавший защиты России, был перевезен в Воронеж. В 1783 г. состоялось присоединение Крыма, и С. служил адъютантом при контр-адмирале Макензи, укреплявшем Ахтиарскую бухту, будущий Севастопольский порт. Здесь С. стал известен создателю "греческого проекта" кн. Потемкину. В 1786 г. для излечения от лихорадки С. был послан в Константинополь, с именем которого связывались тогда у многих мечты о воссоздании независимой Греции. В следующем году он - свидетель путешествия Екатерины II в Крым, представлен императрице и ею обласкан. В этом же году началась вторая война с Турцией, не примирившейся с потерей Крыма; в этой войне С. принимал видное участие. Благодаря его личной энергии, хладнокровию и неустрашимости был спасен от шторма около берегов Варны корабль "Преображение", на котором он был флаг-капитаном при контр-адмирале гр. Войновиче. С. участвовал также в сражении с турками севастопольской эскадры, выведенной в море для отвлечения турецких сил от осажденного Потемкиным Очакова. Наиболее видный подвиг его в эту войну - была экспедиция к южным берегам Черного моря. Пройдя от Синопа до Кафы, он разрушил много береговых укреплений и потопил до 12 турецких кораблей. Полученная им за это награда - Владимир 4 степени - первый случай жалованья орденов с бантом в знак особого отличия. После заключения мира с турками С. продолжал служить в Черноморском флоте. С конца 1800 г. по 1803 г. он был капитаном Херсонского порта; с 1803 по 1804 г. - Севастопольского. В этом году, уже в чине контр-адмирала, он был назначен флотским начальником в Ревель, где и оставался до 1805 г. Практическою морскою школою С. было, таким образом, Черное море; ответы на все связанные с этим морем вопросы нашей политики определяют в значительной мере и взгляды С. Турция и христианский восток - его главные интересы. Выступивший на служебное поприще в годы присоединения Крыма и мечтаний об изгнании турок из Европы и воссоздания Греции, С. на восточный вопрос смотрел всегда с точки зрения поддержания христианского населения Турции Россиею и честного исполнения перед ними этою последнею, как крупною европейскою державою, своего долга. Идеалист-политик национального направления, С. пытался провести на практике свои взгляды, как самостоятельный деятель, несколько позднее, когда началась борьба России и Европы с Наполеоном, но когда она еще не приняла определенно национального характера. Еще в 1798 г. С., как командир корабля "Св. Петр", участвовал в экспедиции вице-адмирала Ушакова, посланного на освобождение от французов Ионических островов одновременно с походом Суворова в Италию. С. был взят остров Св. Мавра, и ему же было поручено устроить на этом острове правильную администрацию. В 1804 г., когда С. был уже флотским начальником в Ревеле, при известии о замыслах Наполеона овладеть Ионическими островами и о приготовлении для этого тулонского флота, С. было поручено отправиться к Корфу для принятия под свое начальство всех сухопутных и морских сил Ионической республики, ожидавшей помощи от России. Эскадра С., состоявшая из одного 84-пушечного, четырех 74-пушечных кораблей и одного 32-пушечного фрегата, шла 10 сентября 1805 г. из Балтийского моря в Портсмут и должна была двинуться оттуда на соединение с эскадрою адмирала Нельсона, разбившего в это время французский флот при Трафальгаре. Благополучно избегнув перед Гибралтаром столкновения с уцелевшими от трафальгарского поражения французскими кораблями (эскадра Рошфора), С. вышел в Средиземное море и 18 января 1806 г. достиг Корфу. С. было предписано: 1) защищать республику Ионических островов от Наполеона; 2) не допускать французов к владениям греческим или турецким; 3) оказать помощь генералу Лесси, защищавшему Неаполитанское королевство. Последний пункт этого предписания после аустерлицкого поражения делался невозможным и по удалении из Средиземного моря ген. Лесси С. был здесь главнокомандующим всех наших сил, как сухопутных, так и морских, имея при себе 13000 сухопутных войск, около 8000 матросов и более 1000 пушек. Положение дел усложнялось тем, что по Пресбургскому миру между Австрией и Францией, к которому не присоединилась Россия, Далмация уступалась Франции. С. приходилось иметь дело с двумя врагами: явным - французами и тайным - нашими прежними союзниками австрийцами. Имея в виду, главным образом, упрочение русского влияния среди славянского населения Балканского полуострова, С. старался воспользоваться недоверчивым отношением далматинцев и черногорцев к австрийцам и к славянам. Утвердившись на острове Корфу, С. составил план занять для уничтожения французского влияния Бока-ди-Катаро, блокировать все порты, уступленные Австрией Наполеону, и не допускать французов в Рагузу. План этот начал он успешно приводить в действие, занял Бока-ди-Катаро и встретил полное сочувствие со стороны местного населения, главным образом, в лице черногорского митрополита Петра Негоша; местные жители снарядили до 30 кораблей и выставили до 12000 добровольцев. Действия С. приняли настолько внушительный характер, что ему удалось заставить австрийцев отпустить наши суда, задержанные ими по указанию Наполеона в Триесте, и он уже строил план перенести театр военных действий с Корфу в Далмацию и, отрезав сообщение морем этой страны с Испанией, тем самым расстроить замыслы Наполеона относительно Греции. С самого начала, однако, С. встретил значительное затруднение со стороны нашей дипломатии. Еще в марте 1806 г. он получил Высочайшее повеление покинуть Адриатическое море и отправиться с эскадрою в Черное, что не помешало ему продолжать военные действия против французов. В самый разгар этих действий в Рагузе, в июне пришло повеление сдать Бока-ди-Катаро австрийцам для передачи этими последними Наполеону. Население, узнав об этом распоряжении пало духом, и С. решился на крайнюю меру. Он предложил черногорцам послать депутацию к государю просить об отмене решения, а до тех пор обещал продолжать борьбу с французами. Это чрезвычайно подняло его значение среди жителей далматинского побережья, и осада французских войск, засевших в Рагузе, продолжалась. К концу июля, несмотря на извещение, что государь одобряет образ действия С., положение сделалось однако еще более затруднительным; из Петербурга шло известие об одобрении, а из Парижа русский уполномоченный Убри сообщил, что он подписал договор России с Францией на условиях передачи Франции Бока-ди-Катаро, неприкосновенности Рагузинской области и независимости Ионических островов; эта независимость и неприкосновенность не была, однако, ничем гарантирована. С. решился не обращать внимания на действие Убри в Париже, отклонился от каких бы то ни было сношений с австрийцами и французами и объявил, что будет ждать приказаний от самого государя. В конце июля ему уже было возвещено, что государь не утвердил мирных условий, подписанных Убри, и приказал их пересмотреть, поставив непременным требование независимости Далмации и Бока-ди-Катаро. Борьба продолжалась, С. подвигался на север по Адриатическому морю и начал занимать уже группу островов Курцоло, Брацо и Лиезино, лежащих севернее Рагузы. Борьба С. с французами возбудила против него неприязненные действия со стороны Али-Паши Янинского, турецкого наместника в Греции, а 18 декабря 1806 г. Турция, по настоянию Франции, открыто объявила войну России. Эскадра С. перенесла свои действия в Архипелаг и Мраморное море, где она должна была быть союзниками англичан. Появление ее здесь привело в такое же движение греческое население Мореи и Архипелага, в какое были уже приведены далматинцы и черногорцы. Новые успехи С. должны были содействовать усилению этого движения. С. занял остров Тенедос, отдававший в его руки вход в Мраморное море и около острова Ибиброса разбил 21 июня 1807 г. турецкую эскадру. Начавшиеся переговоры в Тильзите должны были повлечь за собою и мирные переговоры с Турцией; С. было предписано воздержаться от дальнейших наступательных действий. По условиям этого мира С. должен был оставить Архипелаг, предоставив французскому правительству посредничество при заключении мирного договора между Россией и Турцией. А так как Тильзитским миром подтверждались условия Пресбургского, то и Далмация и Бока-ди-Катаро должны были быть переданы французам. Все сделанное С. уничтожалось, Россия уступила свое место в Средиземном море Наполеону, и 5 октября 1807 г. пройдя Гибралтар, эскадра С. вышла в Атлантический океан. По выходе в океан С. сделал остановку в Лиссабонской гавани. Причиною этого была и неблагоприятствующая погода, и обстоятельства политического характера. Англия, не принявшая посредничества России в переговорах ее с Францией, после Тильзитского мира обнаружила неприязненное отношение к России. С., очевидно, пришлось бы столкнуться с английским флотом, который вряд ли бы согласился пропустить его в Балтийское море, и для этого ему нужно было озаботиться починкою своих судов. По отношению к нашим новым союзникам, французам, он держал себя, однако, крайне самостоятельно. Отъезд в Бразилию португальского принца регента, спасавшегося от Наполеона, не встретил со стороны С. никакого препятствия. Действовать заодно с французами С. согласился только после личного распоряжения Государя Императора, сделанного ему через морского министра П. В. Чичагова; да и после этого он резко старался разграничить враждебные действия французов против англичан от их стремления утвердить свое владычество в Португалии и Испании. Помогая им в первом случае, он держал себя совершенно пассивно в последнем. - Неудачи французов в Испании повлекли за собою и в Португалии капитуляцию англичанам маршала Жюно, заодно с которым и приходилось, главным образом, действовать С. Еще ранее ему было Высочайше повелено бороться с англичанами до последней возможности и лишь в крайнем случае, высадив на берег экипаж, сжечь корабли. При капитуляции Жюно С. старался выговорить, чтобы для русских кораблей лиссабонский порт считался нейтральным. Когда же это условие не было принято англичанами, С. все-таки удалось добиться того, что русская эскадра была сдана англичанам лишь на хранение и считалась как бы в залоге у английского корабля до заключения мира, адмирал ее и весь экипаж получали право свободного возвращения в Россию, и русский флаг не должен быть опущен, пока адмирал не покинет корабля (Лиссабонский договор 23 и 24 августа 1807 г.). 26 сентября того же года С. в сопровождении английской эскадры прибыл в Портсмут, причем в продолжение всего времени плавания английский адмирал Коттон уступал ему старшинство и отдавал почести по чину. В Англии С. оставался около года и 24 сентября 1809 г. прибыл в Петербург, совершив путь от Англии до России на английском транспортном судне: император Александр I принял его крайне холодно. "Твердость и самостоятельность, оказанные адмиралом С. при неотдаче Бока-ди-Котаро, - говорит в своих записках Шишков, - прогневали Наполеона и отразились на отношениях к нему самого Русского Императора. По требованию Наполеона С. был запрещен даже вход во дворец". Только в 1811 г. он был назначен командиром Ревельского порта. Его намерение поступить в годину Отечественной войны в ополчение было отклонено государем, и 21 апреля 1813 г. он был уволен в отставку по прошению. Только после восшествия на престол Николая І С. снова поступил на службу. Он был произведен в генерал-адъютанты; с 1826 г. присутствовал в комитете о раненных, а 6 декабря 1826 г. был назначен сенатором. Когда в 1827 г. возгорелась турецкая война, С. мечтал увидеть себя в знакомых водах Черного моря лицом к лицу со своим старым врагом; он надеялся получить командование черноморским флотом. Вместо этого ему было только приказано провести наши суда от Кронштадта до Портсмута и обратно. Последующие годы С. плавал по Балтийскому морю. Последнее свое плавание он совершил от Ревеля до Кронштадта в сентябре 1828 года в крайне ненастную погоду, причем сам вел свой корабль, не покидая ни на одну минуту руля. С. скончался в Петербурге 5 апреля 1831 г. Прекрасно образованный, хорошо знающий свое дело С. оставил по себе память человека тяжелого характера, но крайне самостоятельного и независимого по своим взглядам, свидетельством чего служит его деятельность 1805-1809 гг. Деятельность эта имеет историческое значение; она является интересным, хотя и малоизвестным эпизодом из истории, франко-русских отношений начала XIX века до 1812 г. и хорошо иллюстрирует то положение, в какое попадали деятели, воспитавшиеся на политических традициях Екатерины II, в царствование ее внука.

Рукописная биография Д. Н. С., принадлежит Имп. Русскому Истор. Обществу. - Формулярный список. - "Русская родословная книга", изд. "Русской Старины", т. І, стр. 293. - Словарь Бантыш-Каменского. - "Биографические очерки лиц, изображенных на памятнике тысячелетия России", изд. 1862 г. - "Российский гербовник". - Биография С., написанная Арцимовичем, в "Морском Сборнике", 1855 г., №№ 4, 5, 8, 10, 12; 1861 г. № 9. - "Записки адмирала Шишкова". - Вейдемейер, "Двор и замечательные люди России во второй половине ХVІII в." - "Жизнеописание первых российских адмиралов, или Опыт истории Российского флота". - Аркас, "История черноморского флота". - В. Б. Броневский, "Заметки морского офицера". - П. П. Свиньин, "Воспоминания о флоте".

М. Полиевктов.

{Половцов}

Сенявин, Дмитрий Николаевич

(1763-1831) - адмирал. Участвовал в устройстве Ахтиарского порта (Севастополь), во вторую турецкую войну при Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 г. после упорной осады взял занятую французами крепость на острове св. Мавры и много содействовал успеху осады Корфу. Участвовал почти во всех войнах Александровского времени.

Ср. Бантыш-Каменский, "Сенявин" ("Библиотека для чтения", 1838, т. XXXI); Арцымович, "Д. Н. Сенявин" (СПб., 1855).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Сенявин, Дмитрий Николаевич" в других словарях:

    Сенявин, Дмитрий Николаевич - Дмитрий Николаевич Сенявин. СЕНЯВИН Дмитрий Николаевич (1763 1831), российский флотоводец, адмирал (1826). В русско–турецкую войну 1806 12 командующий эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях (1806 07), одержал победы в Дарданелльском и Афонском … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сенявин (Дмитрий Николаевич, 1763 1831) адмирал. Участвовал в устройстве Ахтиарского порта (Севастополь); во вторую турецкую войну при Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 году, после упорной осады, взял занятую французами… … Биографический словарь

    - (1763 1831) русский флотоводец, адмирал (1826), почетный член Петербургской АН (1826). В русско турецкую войну 1806 12 командовал эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях. (1806 07). Нанес поражение турецкому флоту в Дарданелльском и Афонском… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1763 1831), флотоводец, адмирал (1826), генерал адъютант (1825), сенатор (1826), почетный член Петербургской АН (1826). Окончил Морской шляхетный кадетский корпус (1780). Отличился в морском сражении у мыса Калиакрия (31 июля 1791) в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сенявин. Дмитрий Николаевич Сенявин Дата рождения … Википедия

    - (1763 1831), флотоводец, адмирал (1826), почётный член Петербургской АН (1826). В русско турецкую войну 1806 12 командовал эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях (1806 07). Нанёс поражение турецкому флоту в Дарданелльском и Афонском сражениях… … Энциклопедический словарь

    Дмитрий Николаевич Сенявин 1763 1831 Место рождения Комлево Калужская губерния Принадлежность … Википедия

    Сенявин, Дмитрий Николаевич - СЕНЯ/ВИН Дмитрий Николаевич (1763 1831) российский флотоводец, адмирал (1826). Окончил Морской корпус (1780). С 1783 г. на ЧФ. Во время российско турецкой войны 1787 1791 гг. отличился в сражении у мыса Калиакра. В Средиземноморском походе Ф.Ф.… …

    Дмитрий Николаевич Сенявин - см. Сенявин, Дмитрий Николаевич … Морской биографический словарь

    1763 1831 Место рождения Комлево Калужская губерния Принадлежность … Википедия

Адмирал Сенявин

Рядом с Боровском расположена деревня Комлево. Она уже почти слилась с городом. Деревня находится на возвышенности, на берегу озера. Если проехать по ул. Ленина из центра от кафедрального собора до конца города и никуда не сворачивать, то мы попадем на окраину, справа останется суконная фабрика ОАО «Руно» - бывшая фабрика братьев Полежаевых. Едем прямо, и метров через 500 мы уже в деревне. Вся дорога от центра Боровска до Комлева - километра полтора. Здесь и было поместье Сенявиных, давших русскому флоту столько знаменитых мореплавателей. Самый известный в этом дворянском роду был адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич.

В центре деревни стояла церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1712 году, в которой находились три захоронения под чугунными плитами и родовой склеп Сенявиных. В этой церкви его крестили. В ней было пять захоронений Сенявиных. Кто был захоронен - неизвестно, склеп разорен в 30-х годах. В нем при вскрытии были обнаружены два гроба, стоявшие на четырёх резных креслах. Когда открыли гробы, в них лежали мужчина в военном мундире с золотыми пуговицами, при нём была сабля, и женщина в шелковом зеленом платье и в серьгах. Они были как живые, но на глазах начали рассыпаться и превратились в прах. Покойники были ограблены, кресла унесли местные жители, а клочки зеленого шелка еще долго ветер гонял по всей деревне...


Сама церковь была взорвана в 1960х гг. Колокол с церкви был снят в 1941 году и перевезен на кафедральный собор в центре города, где и провисел до замены всех колоколов в наше время. На месте церкви находится сельсовет и поставленный в 1996 году мемориальный знак в память о флотоводце.
Дом Сенявиных находился справа от церкви, дорога вела от дома, мимо церкви к озеру. В доме находились картины и гравюры морских сражений, навигационные инструменты, портреты моряков, карты и другие вещи, имеющие отношение к морю.
Про род Сенявиных написано очень много, поэтому я не буду подробно описывать всю его историю.
Скажу коротко.
Из дома Дмитрия Сенявина в десятилетнем возрасте отдали в Морской Кадетский корпус в Петербурге. Отец Дмитрия был морским офицером и после отставки жил с семьей в своем поместье в деревне Комлево. Дмитрий Николаевич позже так вспоминал расставание с отцом у дверей Кадетского корпуса: «Батюшка сел в сани, я поцеловал его руку, он перекрестил меня и сказал: «Прости Митюха, спущен корабль на воду, отдан богу в руки, - пошел!» - и вмиг скрылся из глаз».
Здесь стоит отметить, что Д.Н.Сенявин не навсегда уехал из родного дома. В свое время он приезжал в Комлево и даже судился из-за поместья.
Свою морскую историю род Сенявиных начал с двоюродного деда Дмитрия Николаевича - Наума Акимовича, который дослужился при Петре I до звания вице-адмирала. Наум Сенявин прославился крупной морской победой в бою у о. Эзель в 1719 г. во время Северной войны.

Эзельский бой 1719г, между русскими и шведскими кораблями 24 мая (4 июня) около о. Эзель (Сааремаа) во время Северной войны 1700-21. (1866г. Художник Боголюбов Алексей Петрович)

Адмиралом был и дядя Дмитрия Николаевича - Алексей Сенявин.
Д. Н. Сенявин окончил Морской кадетский корпус в 1780г. С 1783г. на Черноморском флоте. Во время русско-турецкой войны 1787—91 годов участвовал в сражении у мыса Калиакрия. Командовал линейным кораблём «Св. Петр» в Средиземноморском походе Ушакова 1798—1800г. Возглавляя отряд кораблей, в ноябре 1798г. овладел французской крепостью на острове св. Мавры, участвовал в штурме Корфу. В 1806 командовал русским флотом в Адриатическом море, который, не допустив захвата Ионических островов французами, овладел рядом важных крепостей (Каттаро и др). Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1807г. русский флот в Эгейском море под командованием Сенявина осуществил блокаду Дарданелл, разгромил турецкий флот в Дарданелльском сражении и Афонском сражении. В результате чего было обеспечено безраздельное господство русского флота в Архипелаге.
Сенявин развил тактику сил флота, выработанную Ф. Ф. Ушаковым, применив маневр и сосредоточение сил для удара по флагманским кораблям противника, а также согласованные действия тактических групп кораблей на главном и вспомогательном направлениях. Проявил незаурядные дипломатические способности, особенно во время англо-русской войны 1807—12г., когда русская эскадра попала в тяжёлое положение в Лиссабоне. Однако Александр I остался недоволен самостоятельными действиями Сенявина в Средиземном море и его переговорами с англичанами. По возвращении в Петербург был назначен на второстепенную должность командира Ревельского порта (1811), а в 1813г уволен в отставку.

В 1825г. в связи с обострением русско-турецких отношений Сенявин был возвращен на службу, назначен командующим Балтийским флотом и получил звание генерал-адъютанта. В 1826 г. его произвели в адмиралы. В том же году избран почетным членом Петербургской академии наук. Сенявин командовал флотом до 1830 г., награжден алмазным знаком ордена Александра Невского. Но всё это было уже при Николае I.

Многое было в жизни Д.Н.Сенявина, и ратные подвиги, и далекие морские походы, опала и заслуженный почет.

Скончался Дмитрий Николаевич Сенявин в 1831 году. На его похоронах присутствовал император Николай I. Он командовал почетным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка, да и сами торжественные похороны были организованы им. Похоронили Сенявина в соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. На дубовой плите была сделана надпись: «Дмитрий Николаевич Сенявин, генерал-адъютант и адмирал, род. 6 августа 1763 года, умер 5 апреля 1831 года».
Сенявин Д.Н. проявлял большую заботу о нуждах личного состава, гуманно относился к матросам и пользовался среди них большой популярностью. Именем Сенявина названа группа островов в архипелаге Каролинских островов, мысы в заливе Бристоль Берингова моря и на юго-востоке острова Сахалин, а также ряд боевых кораблей русского и советского флота.