Все о тюнинге авто

Адмиралтейство сообщение. Памятник архитектуры. Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Главное здание Адмиралтейства - одно из самых известных строений, появившееся в Северной столице практически сразу после её основания, а кораблик, установленный на его шпиле, наряду с фигуркой ангела на шпиле и , является неофициальным символом города на Неве. Здание Адмиралтейства имеет статус памятника архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.

Адмиралтейский дом

Среди множества зданий - памятников гражданской архитектуры, которыми так богат , есть одно, без которого немыслима история северной столицы - Адмиралтейство, появившееся в городе на Неве более трёх столетий назад и сразу ставшее архитектурно-планировочным центром новой столицы.

Необходимость в возведении здания Адмиралтейства была очень символичной и знаковой - создавал империю, поэтому стремился сосредоточить все важные для государства ведомства и предприятия именно в будущей столице, для чего создавал эскизные наброски зданий и лично контролировал все этапы строительных работ.

Чертежи Адмиралтейства, изначально возводимого как верфь для строительства кораблей, были одобрены Петром I осенью 1704 года, причём в его походном журнале здание имеет собственное имя - «Адмиралтейский дом», и в середине ноября того же года после торжественной закладки камня в фундамент строения, начались строительные работы, завершившиеся в очень короткий срок.

Общее руководство работами Пётр I поручил своему любимцу и ближайшему сподвижнику , в помощь которому были направлены обер-комендант Санкт-Петербурга Р. В. Брюс и комендант Олонецкой верфи И. Я. Яковлев.

В начале 1705 года на верфи помимо одноэтажного в форме сильно вытянутой буквы «П» строения мазанкового типа, в центральной части увенчанного башенкой и раскрывшего свои крылья в сторону Невы, были возведены десять эллингов, всевозможные хозяйственные постройки и заложены первые корабли. Общая протяжённость верфи вдоль берега составила 425 метров, а её ширина - 213 метров.

В зданиях Адмиралтейства расположились ведомственные службы, кузницы, склады, мастерские, во внутреннем дворе для спуска кораблей на воду был прорыт Адмиралтейский канал, выполнявший транспортную и оборонительную функции. По соединившемуся с городским каналом небольшому каналу верфи не только спускались на воду суда, но и транспортировались материалы и строевой лес из Новой Голландии.

Весь комплекс представлял собой хорошо укреплённую цитадель. Высокие земляные валы, с куртинами и пятью бастионами, оснащённые корабельными пушками, наполненный водой глубокий ров, гласис (небольшая насыпь с внешней стороны рва), простиравшийся до самой Мойки и эспланада (открытая и хорошо просматривавшаяся территория), получившая у жителей города собственное название - Адмиралтейский луг - и, кстати, выполнявшая и противопожарную функцию, были возведены не случайно. как раз находилась в состоянии войны со Швецией (Северная война) и нападение неприятеля было очень даже возможным, поэтому такая защита построек была нелишней.

Первый корабль - 18-ти пушечный прам - был спущен на воду с Адмиралтейской верфи в апреле 1706 года, а спустя год, в декабре 1707 года, в помещении над главными воротами Адмиралтейства разместились службы Адмиралтейств-коллегии, созданной указом Петра I. Всего на верфи трудились без малого десять тысяч человек, рабочий день которых начинался в 5.00 часов утра и заканчивался в 21.00 час вечера.

В 1709 году в одном из помещений Адмиралтейства была устроена специальная кладовая (модель-камера) для хранения чертежей и моделей кораблей, в которой с 1722 года находились уменьшённые копии всех судов, построенных на Адмиралтейской верфи. Кстати, при жизни Петра I на эллингах Адмиралтейства были построены и спущены на воду 262 корабля, 23 из которых - линейные.

Из расположенного на левом берегу Невы здания Адмиралтейства открывался хороший вид на каналы и реку, поэтому в коллегии была создана специальная контора, служащие которой не только вели наблюдение за перемещением судов, но и записывали в специальный журнал их названия, маркировку и количество грузов, а также фамилии шкиперов.

Для обеспечения квалифицированными кадрами зарождавшегося в то время Императорского Российского флота в одном из корпусов Адмиралтейства размещалась морская школа, в которой обучались будущие представители высшего командного состава и судостроители.

Здание со шпилем и корабликом

К 1711 году назрела необходимость в реконструкции корпусов Адмиралтейства, поэтому их частично перестроили в камне. В 1719 году башню над центральными воротами декорировали деревянными колоннами с кронштейнами, а по углам расположили фигуры орлов. Над башней установили и оббили железом знаменитый теперь шпиль, с лёгкой руки получивший название «Адмиралтейская игла», навершие которого украсил декоративный кораблик-флюгер на яблоке и короне. Шпиль с корабликом был мастерски выполнен голландским мастером Харманом ван Болосом (Германом ванн Болесом).

Интересно, что вокруг кораблика до сих пор идут споры между специалистами. Одни считают, что прообразом силуэта кораблика стало судно, первым вошедшее в построенный порт Санкт-Петербурга, другие же склоняются к тому, что кораблик на шпиле очень похож на первый парусный корабль «Орёл», построенный ещё в 1667-1669 годах по указу царя .

К сожалению, до наших дней первый кораблик не сохранился - во время ремонтных работ, проводившихся в 1815 году, он был снят и исчез - но легенды гласят, что все три его паруса были выполнены из золота, а в районе носовой части находился личный геодезический инструмент Петра I - буссоль. Как бы то ни было, шпиль с корабликом сразу стал не только местной достопримечательностью, но и неофициальным символом города, оставаясь таким и в наши дни.

Сейчас Адмиралтейскую иглу украшает третий по счёту кораблик-флюгер (точная копия второго кораблика), установленный на её навершие в 1886 году во время очередных ремонтных работ. Сам же снятый перед ремонтом шпиля второй кораблик был передан в Морской музей (сейчас - ), преобразованный из модель-камеры в 1805 году, где находится и поныне.

Перестройка Адмиралтейства в камне

В 1732-1738 годах здания Адмиралтейства по указу императрицы были перестроены архитектором И. К. Коробовым. Не нарушая общую планировку, зодчий возвёл каменные корпуса и полностью реконструировал главные ворота, придав их основанию вид каменной, прорезанной окнами трёхэтажной башни с арочными проездными воротами в центре. Над третьим ярусом башни была сделана открытая терраса, ежедневно с 11.00 до 12.00 часов дня являвшаяся своеобразной концертной площадкой - полковые духовые оркестры играли военные марши, а в башне под шпилем было устроено специальное помещение для адмиральского состава.

В восьмигранном куполе башни И. К. Коробов установил круглые часы, обращённые к четырём сторонам света, а под шпилем - набатный колокол весом чуть менее 1 тонны, отбивавший время начала и окончания работы, а также предупреждавший о наводнениях. Верх башни архитектор украсил уже ставшим традиционным 72-метровым позолоченным шпилем с яблочком, короной и корабликом, причём, как считают некоторые исследователи, для позолоты шпиля были переплавлены дукаты, подаренные Петру Великому одним из государств Соединённой провинции, вероятно, представителями Голландии, с которыми у российского императора были довольно дружеские отношения.

Ещё с самого первого дня существования Адмиралтейства луг вокруг него облюбовали жители Морской слободы - работники Адмиралтейской верфи, выпасая не нём скот, городские власти в дни праздников стали устраивать на нём массовые гуляния и общегородские ярмарки с балаганами, каруселями и катальными горками, а гарнизоны - проводить военные сухопутные и морские (по водам канала) учения.

Обустройство прилегающей к Адмиралтейству территории проводилось на протяжении длительного времени. Так, во второй половине XVIII столетия сформировался окружающий комплекс верфи ландшафт - появились три главные улицы с расположенными на них нарядными зданиями - Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Архитектором А. В. Квасовым были очерчены чёткие границы Сенатской (с ) и Дворцовой (с Зимним дворцом) площадей.

Адмиралтейство оказалось архитектурно-планировочным центром города, но окружённое валами и рвом, оно плохо вписывалось в нарядную городскую застройку, поэтому, чтобы хоть немного облагородить территорию, к концу XVIII века Адмиралтейский луг постепенно замостили, в результате чего определились границы ещё одной площади - Адмиралтейской, оказавшейся перед центральным фасадом здания.

Настоящее здание

К началу XIX столетия облик центральной части города полностью сформировался - величественные дворцы и строения украшали площади и улицы Санкт-Петербурга, прилегающие к Адмиралтейству, и монументальные, казённого вида строения верфи резко диссонировали с ними.

Для придания более нарядного вида зданиям верфи городскими властями было принято решение полностью видоизменить фасады Адмиралтейства. Решить эту задачу поручили архитектору, работавшему в стиле «ампир», Андреяну Дмитриевичу Захарову, который в 1806 году приступил к работе.

По проекту зодчего все корпуса верфи к 1823 году были перестроены и перепланированы их интерьеры, а на месте срытых валов, куртин и бастионов был устроен бульвар, в 1874 году переименованный в Александровский сад (в честь императора ). В саду с более чем четырьмя тысячами растений, кустарников и деревьев установили бюсты известных людей - Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, В. А. Жуковского, А. М. Горчакова и памятник Н. М. Пржевальскому.

Увидеть здание нового Адмиралтейства А. Д. Захаров не смог - он скончался в 1811 году, но его проект полностью реализовали ученики и помощники, воплотив в жизнь идею автора проекта - прославление России как морской державы и могущества её флота.

Главный фасад выстроенного в стиле «ампир» величественного здания протянулся вдоль Невы на 407 метров. Его два П-образных корпуса, разделённые каналом, заняли всевозможные службы и мастерские - во внешнем корпусе расположились учреждения речного и морского флотов, во внутреннем - производственные цеха.

Главный элемент ансамбля Адмиралтейства - башню со шпилем - в средней части опоясали колоннадой и украсили скульптурами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими мощь российского флота, самый известный среди которых «Заведение флота в России». Помимо него башню украсили 28 скульптурными аллегорическими фигурами: четырёх стихий, четырёх сторон света, четырёх времён года, богинь астрономии, правосудия, материнства и плодородия, а фронтоны боковых корпусов - фигурами античных героев, двенадцати месяцев и гениев Славы, передающих венки славы труженикам - землепашцу, виноделу, пастуху, стеклодуву.

В 1821 году во внутреннем дворе Адмиралтейства был выстроен главный храм Русского флота - церковь святителя Спиридона Тримифунтского, в 1858 году по велению императора Александра II получившая статус собора.

Строительство кораблей в эллингах Адмиралтейства продолжалось до 1844 года, после чего здания комплекса вновь были немного перестроены для размещения в них главных имперских учреждений флота: Морского министерства, Главного морского штаба, Главного гидрографического управления, а также для училища корабельной архитектуры, казарм флотского экипажа и квартир для высшего флотского командного состава. Тогда же частично засыпали, а частично спрятали в трубу и Адмиралтейский канал, проложив на том месте Конногвардейский бульвар, и обустроили Адмиралтейскую набережную.

В 1869 году на башню Адмиралтейства подняли новые часы - куранты марки «Винтер», а в 1874 году в очередной раз позолотили её шпиль, причём стоит отметить, что золочение шпиля проводилось регулярно (раз в 20 лет).

Адмиралтейство в XX веке и в наши дни

К началу XX столетия в зданиях Адмиралтейства помимо министерства, штаба флота и училища корабельной архитектуры (с 1998 года - Военно-морской инженерный институт) размещались Морской музей, библиотека и типография, но после Октябрьской революции здания были национализированы и в них размещались Центрофлот (1917), Военно-морской революционный комитет (1923), Газодинамическая лаборатория (1932-1933), штаб Краснознамённой Ленинградской военно-морской базы (1919-2008). Храм свт. Спиридона Тримифунтского в 1919 году закрыли, а освободившееся помещение много десятилетий использовали в качестве актового зала военно-морского института.

В годы Великой Отечественной войны уникальный символ города - Адмиралтейскую иглу - зачехлили и раскрыли только в апреле 1945 года, поэтому она не пострадала.

В течении всего XX столетия здание Адмиралтейства реставрировалось трижды - в 1928, 1977 и 1997-1998 годах, причём при очередном золочении шпиля в шкатулку, находящуюся в полом шаре под корабликом был положен главный документ советских времён - текст Конституции СССР. Интересно, что этот документ оказался не первым в шкатулке - оказывается, в ней хранятся записи о дате всех ремонтов кораблика-флюгера, медная памятная доска, а также несколько городских газет, датируемых XIX столетием, документы и газеты минувшего века, содержащие сведения о капитальном ремонте кораблика.

В начале нынешнего века штаб военно-морской базы и военно-морской инженерный институт выехали из зданий Адмиралтейства и в них в октябре 2013 года расположился Главный штаб военно-морского флота РФ.

Благодаря поданному главнокомандующим ВМФ В. В. Чирковым прошению на имя тогдашнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) церковь Спиридона Тримифунтского передали в ведение РПЦ и в декабре 2013 года в ней было совершено первое после долгих лет забвения торжественное богослужение.

Информация для туристов: как добраться

  • Адмиралтейство находится по адресу: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1.
  • Добраться до него удобнее всего на метро, доехав до станций «Адмиралтейская» (Фрунзенско-Приморская линия), «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия) или «Гостиный двор» (Невско-Васильевская линия), только стоит учесть, что выйдя на станции «Адмиралтейская», нужно пройти по Кирпичному переулку до Малой Морской улицы, затем выйти на Невский проспект и идти по нему в сторону уменьшения нумерации домов. Две другие станции расположены на Невском проспекте, поэтому можно выйти прямо на него и также идти в сторону уменьшения нумерации домов.
  • Можно воспользоваться наземным городским транспортом - автобусом или маршрутным такси. Маршруты и расписание городского транспорта указаны на специальных тематических сайтах Санкт-Петербурга.

Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом.
На следующий год после закладки Петербурга, родившегося в ходе освобождения исконно русских земель от шведских захватчиков, на левом берегу реки Невы, недалеко от выхода ее в Финский залив, 5 ноября 1704 года было основано Адмиралтейство - первая судостроительная верфь России на Балтийском море. Первоначально она строилась по чертежам самого Петра I и носила характер крепостного сооружения, окруженного земляным валом с бастионами и вырытым перед ним рвом.

Петр I распланировал здание Адмиралтейства на старый русский манер - «покоем», то есть в виде буквы «П. Строилось оно одноэтажным, мазанковым или фахверковым с повышенной, увенчанной шпилем центральной частью и предназначалось для размещения в нем Адмиралтейского приказа, преобразованного вскоре в Адмиралтейств-коллегию, вошедшую позлее в морское министерство.
На ограниченной зданием территории верфи, обращенной в сторону реки Невы, сооружались корабельные сарай, эллинги и стапеля, прорывались каналы и одновременно строились суда. Здесь создавался прославленный русский флот, одержавший впоследствии целый ряд блестящих побед на море, в частности при Гангуте и Гренгаме. Первое военное судно сошло со стапелей верфи в 1706 году, а первый крупный многопушечный корабль в конце 1709 года заложил собственноручно Петр I по случае победы под Полтавой. Поэтому спущенный на воду в 1712 году корабль получил название «Полтава».

В 1711 году центральная часть здания Адмиралтейства перестраивается в камне, но новое завершение башни со шпилем остается фахверковым. А в 1719 году после осмотра Петром I адмиралтейских строений решено было фахверковое здание полностью заменить на каменное. Начатые в 1721 году работы с конца 1720-х годов возглавил талантливый русский зодчий И. К. Коробов - первый главный архитектор Адмиралтейства. Им разработан проект перестройки здания Адмиралтейства в камне, осуществленный к концу 1730-х годов. Он же осуществил строительство каменных корабельных сараев, повторяющих очертания главного здания. Работы завершились в 1738 году возведением новой, более высокой башни с золоченым шпилем, увенчанным вызолоченным яблоком под короной и трехмачтовым парусником.

Завершающая часть композиции в сущности повторяла предыдущую, осуществленную еще при Петре I находившимся в Петербурге голландским «шпицных и кровельных дел мастером» Германом ван Болесом.
В выстроенном Коробовым основном двухэтажном каменном здании художественный интерес представляла только башня, выделившая Адмиралтейство из рядовой производственной застройки. Однако протяженные на сотни метров фасады, прорезанные ритмично повторяющимися окнами, по-прежнему казались чрезмерно вытянутыми и уныло однообразными. В 1747 году, расположенный под шпилем башни двухсветный зал заседаний Адмиралтейств-коллегий, где также размещались когда-то трофеи русской морской славы ученик и преемник Коробова С. И. Чевакинский передал в церковь, поручив разработку проекта внутреннего убранства своему помощнику М. А. Башмакову. Все работы по устройству церкви закончились к началу 1755 года, и она была освящена в честь святых Захария и Елизаветы. В дальнейшем значительных переделок в здании Адмиралтейства не производилось.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.

Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик , Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы , несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни - две парящие Славы со склоненными знаменами . Над ними - барельеф «Заведение флота в России» , на углах первого яруса, на парапете башни, - фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни - позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг.

Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского

Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс.

С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Одно из главных архитектурных украшений культурной столицы России - Адмиралтейство. Этот комплекс зданий в стиле ампир был выстроен в XVIII веке. Первое упоминание о нем датировано началом названого столетия.

Нужно отметить, что первоначально его назначение и внешний облик были иными, чем в настоящее время: постройки были возведены для ремонта и строительства судов. Позже здания были перестроены. Сегодня в знаменитом комплексе зданий находится командование российского Военно-морского флота.

Силуэт кораблика, венчающий одно из величественных строений комплекса, в настоящее время является символом северной российской столицы.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина - десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Силуэт кораблика

История знаменитого кораблика, являющегося в настоящее время одним из символов города, начинается в конце 10-х годов XVIII века. Именно тогда силуэт кораблика появился над воротами адмиралтейства. Его водрузил туда Харман ван Болос - голландский плотничный мастер. Силуэт корабля был укреплен на длинном металлическом шпиле.

Какой же именно корабль стал прообразом этого элемента декора? Историкам до сих пор не удалось это установить. Некоторые придерживаются следующей версии: образцом явился силуэт того судна, которое первым вошло в только что достроенный санкт-петербургский порт. Согласно другой версии, шпиль увенчан уменьшенным силуэтом совсем другого корабля, построенного в 60-е годы XVII столетия; это был первый русский корабль, предназначенный для военных целей. Какая из двух версий верна? Ответ на этот вопрос пока не найден.

Существует предание о том, что флаги на мачтах знаменитого кораблика были изготовлены из золота . Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду в настоящее время невозможно, так как первоначальный силуэт кораблика, венчавший шпиль, был утерян в начале XIX столетия и заменен новым.

Этот новый кораблик также был заменен спустя примерно семьдесят лет. Тот силуэт, который украшает шпиль в настоящее время, является точной копией второго замененного кораблика.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века . Его проект был разработан Иваном Коробовым . Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота . Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером - знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни - сорок девять метров, высота шпиля - двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Адмиралтейство в XIX-ХХ веках

В начале XIX столетия возникла необходимость в перестройке Адмиралтейства. Теперь оно было расположено в центральной части города, неподалеку от него высились величественные дворцы, а потому и оно должно было выглядеть менее утилитарно, более ярко и нарядно. Проект перестройки здания был разработан Андреяном Захаровым . Изменения, внесенные им в облик Адмиралтейства, были весьма существенными, но они не коснулись самой яркой и узнаваемой детали здания - изящной башни над воротами и позолоченного шпиля с флюгером-корабликом. Специалисты находят, что задача, стоявшая перед архитектором, была решена им блестяще.

Новый главный фасад здания в XIX столетии выглядел весьма внушительно (да и в наши дни производит большое впечатление): его протяженность составляет четыреста семь метров . Расскажем кратко и о других архитектурных особенностях величественного строения и всего архитектурного ансамбля, играющего столь важную роль в формировании облика культурной столицы России.

В состав архитектурного ансамбля входят два корпуса, имеющие П-образную форму . Когда-то они были разделены рвом. В XIX столетии один из корпусов был занят мастерскими, а другой - учреждениями речного и морского флота страны.

Центральный элемент ансамбля - башня, увенчанная шпилем , о которой уже было рассказано выше. В ее основании находится арка, среднюю часть башни украшает колоннада.

Обратите внимание на то, что общая композиция архитектурного комплекса отличается строгостью, удивительной цельностью и четким ритмом.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах , являющихся важной частью архитектурного ансамбля. В их числе изображение богини правосудия, награждающей ремесленников и воинов, неподалеку – фигуры нимф, держащих глобусы, скульптуры четырех прославленных героев античного мира... Нельзя не упомянуть и о двадцати восьми скульптурных аллегориях. Они символизируют стихии, времена года, стороны света; одна из статуй изображает музу астрономии; частью архитектурного ансамбля является также фигура египетской богини, покровительствующей мореплавателям; комплекс зданий украшают и другие аллегорические скульптуры. Обратите внимание на то, что все перечисленные изображения объединены одной темой: они утверждают образ нашего государства как морской державы. Этой же теме посвящены и многие другие скульптуры, не перечисленные здесь, но входящие в состав знаменитого архитектурного ансамбля.

До настоящего времени сохранился не только архитектурный облик Адмиралтейства, но и часть старинных интерьеров . Это парадная лестница, расположенная в вестибюле, а также помещение библиотеки и зал, предназначенный для собраний. Интерьеры отличаются строгостью, но ее смягчает изящество отделки. Окна расположены так, что все помещения великолепно освещены; этот яркий свет также смягчает вышеупомянутую строгость оформления интерьеров.

В блокадные годы яркий позолоченный шпиль с корабликом, являвшийся весьма заметной мишенью для врага, был укрыт чехлом. Незадолго до Победы этот чехол был снят.

Здание, украшением которого является этот шпиль, несколько раз реставрировалось на протяжении XX столетия. Реставрационные работы проводились в конце 20-х годов, затем - во второй половине 70-х и в конце 90-х годов. В 70-е годы было проведено золочение шпиля; тогда в полость шара, расположенного под силуэтом кораблика, был помещен специальный контейнер с текстом Конституции Советского Союза.

Нынешнее время

Несколько лет назад горожанами был отмечен тревожный факт: на знаменитой башне со сверкающим шпилем появилась достаточно большая трещина . В настоящее время эта тревожная ситуация рассматривается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Спустя пять лет после обнаружения трещины состоялся переезд в помещения архитектурного комплекса высшего командования ВМФ, это событие ознаменовалось поднятием Андреевского флага над одной из башен.

Спустя еще год на территории Адмиралтейства был открыт храм . У этой церкви есть одна необычная особенность: над ее куполом нет креста, так как его заменяет крест, изображенный на Андреевском флаге.

Существуют планы внесения некоторых небольших изменений в нынешний облик архитектурного комплекса. Согласно этим планам, пространство внутренних дворов накроет стеклянный купол, а исторические корпуса будут объединены стеклянными переходами.

Адмиралтейство - один из шедевров архитектуры Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов города, наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора

Нам чётырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?

Осип Мандельштам

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Изначально Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I. В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру - рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника.

Адмиралтейство строилось быстро. Россия, вышедшая к берегам Балтики, нуждалась в мощном флоте, в кораблях военных и торговых. Поэтому Адмиралтейство было построено в центре города на левом берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, пушки которой должны были служить надёжной защитой кузницы русского флота. Первоначально Адмиралтейство было большим четырёхугольным местом, застроенным с трех сторон десятью доками,деревянными складами и деревянной башней в центре с железным шпилем. Первый корабль был спущен на воду уже 29 апреля 1706 г.


К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы “П”, раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят доками для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.


Канал вокруг Адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.


Адмиралтейство при Александре I имело пять доков, в нем с 1710 по 1825 год было построено 253 корабля, кроме значительного числа фрегатов и мелких судов. Кораблик на шпиле Адмиралтейства считается одним из символов города Санкт-Петербурга. На фасаде здания можно обнаружить скульптуру, образы которой навеяны морем, легендами и мифами, связанными с морской стихией. Что также отображает значимость, располагаемой в этом здании военно-морской структуры. Считается, что прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный корабль “Орел”, построенный в 1667-1669 годах царем Алексеем Михайловичем. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел. Существует мнение, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болеса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик был помещён в экспозицию Военно-морского музея. Внутри позолоченного шара под корабликом находится круглая кубышка из чистого золота, в которой сложены все образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.


В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем. На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней. В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки. Также было упорядочено пространство вокруг Адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства. До середины XVIII века пространство к югу от Адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века). К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

К началу XIX века утилитарная архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению “центрального” здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от Адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством. В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль состоит из двух П-образных в плане корпусов - внешнего и внутреннего. Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.


В центре здания - монументальная башня со шпилем, окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы.


Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф “Заведение флота в России”. На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) - суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.