Все о тюнинге авто

Ууд на внеклассных мероприятиях. «Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности». Зрителям загадываются загадки

Формирование личностных УУД на внеклассных мероприятиях.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника;

Личностная мотивация учебной деятельности;

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:

Создать атмосферу успеха.

Помогать ребёнку учиться легко.

Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.

Не скупиться на поощрения и похвалу.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

По формированию личностных УУД мы начали работать уже когда стали преподавать предмет «Истоки». В конце или на самом уроке мы проводим ресурсный круг, где используем слова: «Я вижу…, я слышу…, я чувствую…»

В этот момент дети определяют своё самочувствие, проверяют себя, свои знания.

На зачётном мероприятии предмета «ОРКСЭ» в 5 классе дети изображали «Портрет своей семьи» . Анализируя работу ребят, мы видим, что дети хотят видеть в своей семье. Выбирают те качества и ценности, которые принимают для себя.

Для первоклассников понятнее определять своё самочувствие и восприятие через «Цветовую гамму» (Составление коллажа), «Смайлики» . Мы используем эти приёмы на уроках и на внеклассных мероприятиях. Так же можно воспользоваться приёмом дополни предложения:

- Теперь я знаю…

-Теперь я умею…

-Теперь я буду …

-Теперь я не буду …

Дети очень любят сами участвовать в мероприятии и подводить итог занятия, например, 1 сентября мы построили свой «Домик».

Я предлагаю построить свой домик, но домик будет необычным. Необходимо взять кирпичики с теми качествами, с которыми вам бы хотелось жить в нём.

МИР ВОЙНА

СВЕТ КАПРИЗ

ЛЮБОВЬ ШАЛОСТЬ

УВАЖЕНИЕ БЕЗДЕЛИЕ

ТЕПЛО ЛЕНЬ

ТРУД СКУКА

СТАРАНИЕ ЗЛО

ТЕРПЕНИЕ ССОРА

ДИСЦИПЛИНА ОБИДА

У меня класс-комплект, поэтому дети постарше делают вывод: «Мы будем уважать и любить друг друга, терпеливо относится к учёбе, и поэтому будем стараться не нарушать дисциплину, будем трудолюбивыми. Будем дарить всем свет тепло. А в школьном доме у нас всегда будет МИР. Это то - на что имеет право каждый гражданин России».

На «Празднике Земли» ребята послали планете Земля свои подарки. Они вырезали свои ладошки и написали то, что они хотели бы ей подарить.

Много мероприятий проводим нравственного характера на воспитание у детей доброжелательности, отзывчивости и сострадания. Элемент такого внеклассного мероприятия я хочу провести с вами.

«Чаша добра»

На столе стоят весы, на одной чаше которых лежат три листа бумаги со словами зависть, жадность, грубость.

Чтобы победить зло, надо вспомнить ваши добрые дела и записать их на листочках. Чаша с вашими добрыми делами должна перевесить чашу со злыми словами.

Надо всегда повышать так же свою самооценку, как учителя. Повысить самооценку реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Вот несколько советов, которые помогут вам не переступить порог заниженной самооценки.

    Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти.

    Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

    Принимайте все комплименты и поздравления ответным “спасибо”. Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: “да ничего особенного”, вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу.

    Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

    Сформируйте список ваших положительных качеств и почаще к нему обращайтесь!

Такую памятку можно выдать ребятам и их родителям.

Упражнение ”Я в лучах солнца”. Нарисуйте солнце, в центре круга напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков. Потом мы прикрепляем солнышки вокруг большого солнца. Получается красочное панно «Мы солнышки» .

Во время внеклассной работы проводится подготовка различных проектов.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Большая проблема любой школы – это отсутствие психолога, который бы мог отслеживать формирования личностных УУД. Но учителю в помощь могу предложить КАРТУ НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями личностного развития ребенка. Эта карта поможет в дальнейшем при выпуске обучающихся из начальной школы для создания портрета выпускника.(Прочитать инструкцию) Учитель ведет сводную карту на весь класс.

Беляева Е.А.,
II,
Смирнова О.А.,
учитель английского языка, ПГИА
II

If you want a thing well done, do it yourself. (английская поговорка)

Мы работаем в школе, богатой традициями и, приходя сюда, каждый учитель начинает активно участвовать во внеклассной деятельности с детьми. Одной из уже сложившихся традиций гимназии является проведение отчетных спектаклей на изучаемом иностранном языке. В конце этого учебного года учащиеся шестых классов подготовили открытое мероприятие - сказочный мюзикл «Волшебник страны Оз» на английском языке. Данный спектакль явился результатом совместной работы учителей, учащихся и их родителей.

Цель этого мероприятия заключалась в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся, мотивации детей к изучению английского языка. Задачи, поставленные и реализованные в процессе работы над спектаклем, были следующими:

- Образовательные: углубление знаний по предмету, расширение лексического запаса, комплексное применение навыков употребления изученных времен английского языка в монологической речи, отработка фонетических трудностей.

- Развивающие: развитие навыков устной речи, развитие мышления, памяти, внимания, актерского мастерства, развитие интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности учащихся.

- Воспитательные: социальное воспитание, направленное на формирование качеств личности школьников, необходимых им для успешной социализации, воспитание умения работать в команде.

Подготовка к мюзиклу началась с просмотра голливудского фильма «Волшебник страны Оз» 1939 года и работы с адаптированными текстами в книге для чтения к учебнику для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий . Роли распределялись не только с учетом уровня владения языком, но и с личностными характеристиками (для успешного попадания в образ), а также с вокальными данными детей. Далее шел этап первой читки сценария. При последующих репетициях разбирались роли, основные моменты характера персонажей. Безусловно, просмотр фильма, чтение и обсуждение текста Ф. Баума помогли ребятам точнее попасть в образ героев, понять дух эпохи. Несколько репетиций были посвящены отработке вокальных партий. Некоторые партии были настолько сложными, что у детей появилась идея искусственно уменьшить темп некоторых песен, так как они были похожи на скороговорки. Но дети вошли во вкус и несколько репетиций спустя стали с удовольствием работать над артикуляционными трудностями. Отдельной работы по деталям образа, жестам, эмоциональной окрашенности каждой роли не проводилось, так как учащиеся шестых классов уже обладают достаточным жизненным опытом и могут без труда перенести свои знания на предлагаемый образ. Не без оснований можно сказать и о том, что в поиске образа ребятам немалую помощь оказали знания и умения, приобретенные на уроках сценического мастерства и уроках хорового пения, являющихся частью образовательного процесса гимназии. Дебютному показу спектакля предшествовала генеральная репетиция с костюмами и декорациями. Заключительным этапом мероприятия стал анализ проделанной работы учащимися на следующий день после спектакля. Ребята обсудили плюсы и минусы своей работы. Так, одним из достоинств дети назвали слаженность хоровых партий, свои костюмы и умение держаться на сцене. В тоже время некоторые ученики, проанализировав свое выступление, сказали, что не смогли полностью воплотить задуманного из-за стрессовой ситуации.

Взявшись за эту работу, мы решили переосмыслить данное мероприятие в свете новых требований к образовательному процессу, главной целью которого является научить детей учиться, то есть помочь им самостоятельно осваивать те или иные области знаний, опираясь на определенные приобретенные навыки и умения. Нам бы хотелось проанализировать, как такого рода мероприятия помогают привить учащимся комплекс универсальных учебных действий.

1.Личностные УУД:

Работа над спектаклем создавала условия для самопознания: в процессе работы некоторые учащиеся почувствовали интерес и предрасположенность к актерскому мастерству;

Раскрытие внутренних ресурсов: были случаи, когда учащиеся, занимающие достаточно пассивную позицию на уроках, «раскрылись» в предложенном образе;

Проявление инициативности и самостоятельности в создании образа: во время первой читки, обсуждая характер персонажей, мы помогали ребятам выстроить только общую линию роли. Детали образа, актерские находки отдавались на откуп детям;

Ответственность: учащиеся осознавали, что от их работы зависит не только их личный результата, но и результат всего коллектив;

Происходило взаимное обогащение опытом за счет проигрывания новых жизненных ситуаций.

2.Регулятивные УУД:

Ребята учились планировать свою деятельность через определение последовательности промежуточных целей, от малого к большему, от читки к выученной роли;

Прогнозирование результата: для облегчения видения конечного результата и картины в целом, на уроках английского языка проводилось обсуждение сказки Ф. Баума и разбирались характеры персонажей и их взаимоотношения;

Волевая саморегуляция: учащимся прививалась способность к мобилизации сил и энергии. Так, во время первого показа спектакля, некоторым ученикам без предупреждения приходилось заменять заболевших или не пришедших по разным причинам ребят, играющих те же роли.

3.Познавательные УУД:

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме: смысл предложения не менялся, если забывалось слово, за счет сворачивания высказывания или поиска синонима. Этому способствовали последние репетиции спектакля, где учащиеся, сбившись с роли, уже не ждали подсказки со стороны учителя, а выходили из положения самостоятельно;

Готовясь к роли, дети работали со словарем, что вело к пополнению словарного запаса, осмысленному чтению. Теперь на уроках, встречая лексику в новых текстах, они узнают ее.

4. Коммуникативные УУД:

Сотрудничество со сверстниками и с учителями;

Спектакль - ролевая игра, способствующая выявлению правильной линии поведения в разных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Красной линией проходили такие общечеловеческие и социальные ценности, как взаимная поддержка, активная позиция, сотрудничество;

Управление поведением партнера: учащиеся высказывали необходимость в присутствии ученика, не желающего вначале брать ту или иную не понравившуюся роль;

Умение строить диалог или монолог: использование жестов, использование невербальных средств общения, учитывая свой опыт.

Исходя из всего вышесказанного , мы можем сделать вывод о том, что такого рода работа помогает учащимся обрести уверенность на пути к главной цели образовательного процесса, а именно умению непрерывно учиться, быть мобильным в постоянно меняющейся образовательной среде, умению лавировать в потоке информации и извлекать нужные знания и применять их на практике.

Литература

  1. Афанасьева О.В., Баранова К.М., Михеева И.В. Книга для чтения к учебнику EnglishVIшкол с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. - Москва: «Просвещение».2008.
  2. Сафронова И.А. ФГОС основного общего образования. Министерство образования и науки РФ. - Москва: «Просвещение». 2011.
  3. Коттрелл С . Обучающие навыки. The Study Skills Handbook (Palgrave Study Skills) - 2008.

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая работа

по вариативному блоку Именного образовательного чека

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы во внеурочной деятельности»

по теме «Анализ мероприятия по формир ованию универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»

Работу выполнила:

Бирюкова Галина Валерьевна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДЮЦ «Планета»

г. Тольятти

Работу проверила:

Карамаева Л. А.,

заместитель директора

по научной работе, доцент

кафедры социально-

гуманитарных наук, к.псх.н.

Самара, 2014

Модель воспитательного мероприятия

«Образ матери в произведениях искусства»

Тема: Вечная тема – образ матери.

Цель: формирование и развитие художественной культуры учеников на основе ценностей отношения к материнству средствами искусства.

Задачи:

    показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери;

    развивать творческий потенциал ученика в процессе изучения темы материнства;

    воспитывать осознанное чувство уважения, внимательности и заботливости к матери, выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь необходимо достичь того, чтобы ребята почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, в\магнитофон.

Подготовительная работа:

    Составление вопросов для теста «Как я помогаю маме?».

    Изучение литературы по самовоспитанию.

    Сбор музыкального материала.

    Создание презентаций, альбомов «Я и моя мама».

    Сбор и анализ информации по составлению внеклассных мероприятий в рамках ФГОС.

Предполагаемые результаты:

    познавательные УУД

    Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

    коммуникативные УУД

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

    Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

    Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

    регулятивные УУД

    Удерживать цель деятельности до получения ее результата

    Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

    Оценивать результаты деятельности

    личностные УУД

    Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

    Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

    Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

    Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Сообщение темы и цели мероприятия.

Доклады учащихся

Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках в раскопках времен древнего Египта (слайд)

Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа). В первую очередь это главная святыня земли Русской - "Богоматерь Владимирская" Посмотрите еще несколько образов Богородицы: (слайды)

Рафаэль Санти (1483-1520) (слайд) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. (слайды) время.

Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн".

Франц Шуберт (1797 - 1828) - считать основоположником романтической вокальной лирикипоступиться формой.

Ave Maria! Не страшна
Нигде с тобою злая сила:
Не ты ли благости полна,
Гонимых нас в горах укрыла!
И в этот поздний час мольбою
К тебе взываю я: внемли!
Будь нам охраною святою
И тихий сон нам ниспошли!
Ave Maria!

В русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери Христа - "Богородице Дево". Послушайте её. "Богородице Дево, радуйся, Балгодатная Марие, Господь с Тобою: благославенна Ты в жёнах, и благославенна Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".

Звучит песня « мамина улыбка», присутствующие слушают.

Создание эмоционального настроя на восприятие информации.

Познавательные :

общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: построение речевых высказываний :

Интеракция: учёт разных мнений.

Кооперация: организация и планирование работы в группе.

Интериоризация: речевые действия, служащие средством коммуникации, обеспечивающие формирование познавательной рефлексии.

Личностные :Самоопределение

осознание своего Я в этом мире.

Ценностный и личностный компонент: уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Мастер-класс.

Композиция "Всенощной" состоит из пятнадцати песнопений.

    Приидите, поклонимся

    Благослови, душе моя (греческого распева)

    Блажен муж

    Свете тихий (киевского распева)

    Ныне отпущаеши (киевского распева)

    Богородице Дево, радуйся

    Шестопсалмие

    Хвалите имя Господне (знаменного распева)

    Благословен еси Господи (знаменного распева)

    Воскресение Христово видевше

    Величит душа моя Господа

    Славословие Великое (знаменного распева)

    Тропарь "Днесь спасение" (знаменного распева)

    Тропарь "Воскрес из гроба"

    Взбранной воеводе (греческого распева)

Получают анкету и расшифровку очков.

Коммуникативные:

Постановка вопросов:

отвечают на вопросы, учатся формулировать собственное мнение и позицию, владение монологической и диалогической формами речи.

Я и моя мама

Презентация альбомов с фотографиями и рисунками на тему «Моя мама»

Ребята представляют свои альбомы и рассказывают о проделанной работе.

Учитель обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Коммуникативные: п остроение речевых высказываний: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Интериоризация: речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, обеспечивающие формирование личностной рефлексии.

Личностные: смыслообразование: формирование мотивов достижения и социального признания.

Школьные и классные конкурсы, выставки

Презентация работ учащихся и родителей «Я и моя мама»

Ребята представляют стенд «Я и моя мама»

Познавательные:

моделирование-выделение существенных характеристик при оформлении стенда.

Логические: синтез-составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

управление поведением партнёра, умение представлять коллективную работу.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация: формирование моральной самооценки, характеристика своих поступков и дел.

Творческая и исполнительская деятельность

Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей руке был привязан номерок из клеенки. На нем были написаны фамилия, число, год и время рождения, ваш вес. Вы были крошечными. Маме хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, и когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете.

Так устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.

Исполнение "Мама" (исполнение песни)

Мамы рассказывают случаи из жизни ребят

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества: определение цели, функций участников и способов взаимодействия в инсценировке сказки.

Постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Построение речевых высказываний: владение монологической и диалогической формами речи.

Лидерство и согласование действий с партнёром: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные:

Смыслообразование:

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Нравственно-этическая ориентация :Формирование моральной самооценки, развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Рефлексия.

(Оцениваение)

Обмен мнениями о том, что понравилось, запомнилось, что еще предстоит сделать. Учитель подводит обучающихся к выводу, акцентирует внимание на вопросы постоянного самовоспитания и самосовершенствован.

Коммуникативные : Интеракция: овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация результатов своей работы и основных позиций круглого стола. Кооперация: умение находить общее решение.

Регулятивные: Планирование. Коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план.

Личностные:

Самоопределение: формирование ответственности за благосостояние общества.

Ценностный и эмоциональный компонент: уважение к ценностям семьи, маме и ее труду

Заключение:

В результате решения поставленных задач и достижения цели мероприятия наблюдалось формирование и применение следующих УУД:

Личностные универсальные учебные действия:

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия :

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение необходимой информации с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Таким образом можно сделать вывод, что в результате усвоения темы мероприятия учащиеся вместе с учителем достигли поставленной цели, а также в процессе общения наблюдалась комфортная психологическая атмосфера, доброжелательные отношения, сотрудничество и активная познавательная деятельность.

Литература:

    Т.В.Попова, Г.С. Скудина Зарубежная музыка XIX века.1981

    Л.И.Тифшиц Монументальная живопись.1989

    Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва. Вако.2009

    Савченко М.Ю.Сценарии классных часов и родительских собраний. Москва. Вако.2009.

    Гуткина Л.Д. Спутник классного руководителя. Москва. Педагогический поиск. 2006.

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Оборудование : компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя школ района.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса.

I этап. Вступление в контакт.

Уважаемые коллеги!

Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования - это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

II этап. Актуальность проблемы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: познакомить с приёмами формирования универсальных учебных действий.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

III этап. Основная часть

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования личностных УУД - используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Обучающиеся должны научится понимать смысл таких понятий как «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

На Уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Для формирования личностных УУД можно предложить такие задания:

  • Работа над проектами.
  • Творческие задания на уроках.

Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. Например, такие:

  • Написать мини-сочинение.
  • Придумать загадку.
  • Составить тест.
  • Написать отзыв.

На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

  • Я почувствовал (а) …
  • Я увидел (а) …
  • Я улыбнулся (ась) …
  • Я вспомнил (а) …
  • Мне стало грустно …
  • Я бы продолжил (а) написанное так …
  • Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
  • Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
  • Будущее героев я представляю …
  • Произведение вызвало у меня чувства…

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)

Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция (карточки разного цвета с регулятивными УУД повесить на доску).

Регулятивные УУД включают:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Остановимся более подробно на целеполагании.

1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

А сейчас предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).

После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины - см и дм. (Показывает модель см и дм)

Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку - метр). Это тоже единица длинЫ, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины - метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины - см и дм)

Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычнЫй предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

Итак: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.
  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).

3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • Постановка цели урока.

Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».

Группировка

Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь).

Верите ли вы, что…

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце».

Земля - это одна из планет солнечной системы.

Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Земля движется вокруг Солнца.

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Исключение

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока "Дикие животные".

2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы:

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
  2. Выбрать несколько слов из списка.
  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
  • Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?
  • Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

(практическая часть)

3. Контроль и оценка. Как любой управляемый про-цесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

  • выделять критерии оценки,
  • фиксировать их определённым образом,
  • проводить пооперационный контроль,
  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):

На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например,

  • «Лесенка»
  • «Число-контролер»
  • сверка с образцом (готовым ответом);
  • выполнение задания по алгоритму;
  • взаимоконтроль с товарищем;
  • (взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность).

Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики:

  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • решение задачи различными способами;
  • моделирование;
  • примерная оценка искомых результатов (прикидка);

Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг - вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”.

Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означает: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просилт в следующий раз быть к себе добрее или строже.

- прием «задания - ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.

Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования коммуникативных УУД - предлагаются задания для работы в паре, группе. Перед тем как приступить к работе в группах повторяем правила работы в группе.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшнего мастер-класса поможет вам эти звездочки зажечь.

V . Рефлексия мастер-класса.

Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием «Рефлексивный экран»

«Рефлексивный экран»

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…

Спасибо за внимание.

А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи .

Приёмы планирования.

Задание 1.

(Группа 1) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.

  • Составить два ребуса.
  • Выбрать слова из списка.
  • Оформить работу красиво.
  • Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 2) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.

Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам математических понятий. Эля написала себе план работы.

  1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.
  2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.
  3. Выбрать несколько понятий из списка.
  4. Составить кроссворд.
  5. Составить рассказ со всеми словами.
  6. Оформить работу красиво.
  7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Прием ____________________________________________________

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 3) Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.

Прием ____________________________________________________

  1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.
  2. ________________________________________________________________
  3. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Обсуждение по работе в группах.

Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  4. Составление своего плана решения учебной задачи.

Выступление на педсовете по теме «Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности».

Учитель начальных классов

Абросимова Валентина Викторовна.

МБОУ Мукшинская СОШ

Якшур-Бодьинского района УР

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения и воспитательной деятельности. Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Воспитание, рассматривают не как самостоятельный вид, а как функцию свойственную любой педагогической деятельности.

Воспитанию, прежде всего, должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая, социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не просвещая.

Цель внеурочной деятельности методического объединения учителей начальных классов:

    Создание условий для развития личности учащихся;

    Создание условий для позитивного общения вне урока;

    Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;

    Проявление интереса к внеклассной работе.

    Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

    формированием гражданско-патриотических чувств.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможность научиться. Например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:

Познавательных УУД :

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    рефлексия.

Регулятивные УУД :

    целеполагание;

    планирование;

    прогнозирование;

    контроль;

    коррекция;

    оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД :

    планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;

    умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД :

    самоопределение;

    смыслообразование;

    умение решать проблемы планирования свободного времени.

    осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

    ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

    осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предназначение УУД:

    обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

    обеспечение целостности содержания образования;

    профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

    социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

    умение слушать и вступать в диалог;

    участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД :

Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.

Планируемые результаты:

    Становление самоопределения личности учащегося, развитие гражданственности, формирование внутренней позиции;

    Развитие мотивов и смысла учебной деятельности;

    Развитие системы ценностных ориентаций.

Формирование УУД в внеурочной деятельности:

Внеклассная деятельность начальной школы многопланова и разнообразна. По всем направлениям проводится много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, экскурсии, прогулки в лес, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, познавательные игры, анализ педагогических ситуаций и другие формы проведения мероприятий.

В целях создания необходимых условий для проявления творчества были организованы различные мероприятия и конкурсы. На некоторых мероприятиях необходимо остановиться.

Школьный этап олимпиады в этом году провели в виде интеллектуального марафона, но впредь вернемся к традиционной форме, приближенной к районному этапу, чтобы учащиеся могли осознать, что такое олимпиада.

В районном этапе олимпиады участвовали по следующим предметам: удмуртский язык - 3 место, русский язык – 4 место, математика – 8 место, конкурс чтецов по теме «Во славу подвига» участвовала Исаева Карина со стихотворением «Ботинок».жюри отметило хорошую постановку дикции. Подготовила Вахрушева Ел. Эд. По окружающему миру Исаева Карина стала победителем в номинации «Юный натуралист»), подготовила Абросимова В.В.

Научно-практические конференции: в школе проходит традиционная научно-практическая конференция отдельно от средней школы. Уже второй год в конференции принимают участие воспитанники детского сада. В конференции приняли участие 17 человек (49 % от общего числа учащихся) Темы были разнообразные: творческие проекты, историко-краеведческие, о семейных реликвиях, о природе родного края. Победители среди дошкольников: 1 место – Артамонова Сабина, 2 место – Мадьяров Роман, место – Власов Савелий.

Среди реферативно-исследовательских работ 1 место поделили Иванов Сергей (3 кл) и Исаева Карина (4 кл), 2 место – Ардашев Иван и Вахрушева Екатерина (2 кл), 3 место – Широбокова Софья (3 кл).

По защите творческих проектов 1 место заняла Широбокова Варя, 2 место – Мадьярова Ксения и 3 место - Вахрушева Юлия

Участие в различных конкурсах по предмету: Конкурсы чтецов, посвященные –70-летию со Дня Победы (победители по начальной школе: Широбоков Павел 1 кл; Ардашев Иван 2 кл.; Широбокова Софья 3 кл.) Новому году, дню Матери.

Неделя детской литературы, заключительное мероприятие были приглашены библиотекари школьных и сельских библиотек. Самым читающим классом в этом году стал 2 класс. Самым читающим учеником стала Вахрушева Екатерина 2 кл. - (кл. рук. Первозчикова З.Г.),

Конкурсы «Ученик года». Финалисты: 2 кл. Вахрушева Ек., Ардашев Ив.; 3 кл. Иванов Сергей, Широбокова Софья, 4 кл. Исаева Карина, Мадьярова Ксения), учеником Года – 2015 стала Широбокова Софья, она же стала победителем конкурса «Мисс Веснянка»

Фестиваль солдатской песни «Салют Победа»

Районный конкурс сочинений учащихся начального звена общеобразовательных учреждений «Моя род)ословная» (4 человека,)

Районный конкурс«Флаг и герб овеянные славой» (1 человек)

Участие в районном мероприятии «Яркыт арня»,

Районный фестивале удмуртской культуры.

Районная конференция «Анай кылмес ум вунэтэ, ум вунэтэ анай кылмес», посвященная творчеству В. Широбокова. Учителями ШМО была подготовлена интересная программа для учсатников, в этом мероприятии участвовали 7 школ.

Совместные праздники с ДОУ Мукшинский д/с «ЛопшоПедуньдорынкуноын»; праздник, посвященный дню Семьи с вылазкой на природу «В семье единой»

Участвовали участие в работе РМО краеведов. Учащимися начальной школы была проведена интересная и содержательная экскурсия по музею.

Участие в школьном конкурсе стенных газет, посвященных Новому Году, 9 Мая (газеты начальных классов заняли призовые места); конкурсе рисунков к «Мифы удмуртского народа», «Салют Победа».

Участие в республиканских конкурсах «Школьное молоко» руководители Абросимова В,В. и Ившина Т.Н.,

Участие в конкурсе по правильному питанию «Путешествие во времени» Ившина Т.Н. заняла 2 место в районе.

Кроме вышеуказанных мероприятий учащиеся начальной школы примут участие во всех общешкольных мероприятиях по общешкольному плану.

В результате реализации данной программы на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов таких, как развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. – это становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов

духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.