Все о тюнинге авто

Философия Огюста Конта – кратко. Биография Труды огюста конта

1. Биография Огюста Конта 3

2. Идейные истоки социологии Конта 6

3. Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии 8

4. Социальная статика и социальная динамика по Конту 10

5. Формирование принципов социологического метода Конта 12

6. Заключение 14

7. Список использованной литературы 15

1. Биография Огюста Конта

Был ли Огюст Конт подлинным создателем, «отцом» социологии – вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее «крестным отцом», так как дал ей имя, изобрел само слово «социология». Термин «социология» составлено из двух слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” («общество») и греческого ”” («слово», «учение»). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт изобрел слово «социология» он занимает важное место в истории этой науки.

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 года в городе Монпелье в семье чиновника, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками. Но сам Конт довольно рано отошел от принятых в своей семье ценностей и стал приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 году он поступает в Политическую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

В это время Конт активно изучает математику, читает много трудов по философским, экономическим и социальным проблемам. Своим поведением он как бы стремился доказать правильность французской пословицы: « Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости».

В 1817 году Огюст Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Изначально их отношения носили дружеский характер, и Конт, в принципе является одним из участников школы сенсимонизма. Но в последствии их отношения портятся и заканчиваются разрывом в 1824 году.

В 1826 году Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции потом были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновлены лишь в 1829 году. С 1830 по 1842 Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Во второй половине 40-х он обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, он проповедует позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. И в 1847 году он провозглашает Религию Человечества, а в 1848 – создает Позитивистское общество. В последние годы жизни он провозглашал себя первосвященником Религии Человечества и занимался разработкой нового религиозного учения и культа. Умер Огюст Конт 5 сентября 1857 года в окружении своих учеников.

Огюст Конт никогда не занимал прочных позиций в академической системе Франции того времени, он всего лишь довольствовался ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе и в Коллеж де Франс и еще давал частные уроки…в последние годы жизни он в основном жил на средства, собираемые его сторонниками-позитивистами.

В его жизни было две женщины, которые оказали на него непосредственное влияние и вместе с Контом вошли в историю социологии. Первой женщиной была его жена – Каролина Массен. Появление Каролины в своей жизни Конт расценивал, как самую серьезную ошибку, совершенную ним. Из-за частых конфликтов с женой, душевная болезнь Конта часто обострялась, и, в конце концов, они расстались. Вторую же женщину Конт боготворил до конца своих дней, хоть и познакомился с ней за год до ее смерти. Ее звали Клотильда де Во, и Конт прославил ее в предисловии к своей четырехтомной работе «Система позитивной политики» и даже разработал особые ритуальные действа, посвященные ей, и неуклонно и тщательно исполнял их.

Стиль сочинений Конта отличается растянутостью изложений, громоздкими фразами и частыми повторами. Его совершенно не волновала красота стиля изложения мыслей. Но в то же время он стал автором многих афоризмов и девизов. Вот некоторые из них: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только то, что заменяем» и другие.

Конт был чрезвычайно неуравновешенным человеком и страдал психическими недугами, хотя в целом, его нельзя назвать умалишенным. Говоря о личности Конта, нужно сказать, что этот выдающийся человек был «маргиналом», человеком «на грани», на краю во многих отношениях. Он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, наукой, религией и утопией.

КОНТ Огюст
(Comte, Auguste)

(1798-1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. Получил образование в лицее в Монпелье. В 1814 поступил в Политехническую школу в Париже - питомник энтузиастов научного исследования. Вся жизнь Конта была связана с этим учебным заведением. Когда школа была временно закрыта в 1816 в связи с подозрением в распространении республиканских идей, он направил свои усилия на занятия математикой и другими науками, изучал труды политэкономов и историков своего времени. В 1817 Конт стал секретарем эксцентричного социального реформатора А.Сен-Симона, оказавшего на него значительное влияние; впрочем, сила этого влияния до сих пор оспаривается учениками того и другого. Конт порвал с Сен-Симоном в 1824 и впоследствии не уставал поносить его при каждом удобном случае. Главные идеи своего будущего шеститомного шедевра Курс позитивной философии (Cours de philosophie positive, 1830-1842) Конт собирался изложить в серии лекций перед избранной аудиторией в Париже в 1826, однако после первых двух лекций его нервные силы истощились, и курс пришлось прервать. По-видимому, Конт никогда полностью не оправился от болезни и в последующие годы вел странную жизнь, обуреваемый навязчивыми идеями. Второй главный труд его жизни, четырехтомная Система позитивной политики (Systme de politique positive, ou Trait de sociologie instituant la religion de l"humanit, 1851-1854), - одна из самых путаных работ в истории философии. Хотя многие из его бывших учеников, такие, как Дж.С.Милль, утверждали, что поздний мистицизм Конта резко отличается от рационализма, который присущ его Курсу, другие не менее видные ученые усматривали уже в Курсе все симптомы, очевидные в Позитивной политике. В 1829 Конт вновь попытался прочитать задуманный курс лекций, на этот раз удачно. Последующие годы были посвящены созданию Курса позитивной философии, а затем Системы позитивной политики. В 1832-1845 Конт зарабатывал на жизнь, работая учителем и экзаменатором по математике в Политехнической школе. Лишенный этой должности, он жил всю оставшуюся жизнь на средства своих английских учеников (с которыми его свел Д.С.Милль). После смерти его жены единственным романтическим увлечением в жизни Конта стала в 1844 Клотильда де Во, которая после ее смерти от туберкулеза в 1846 была обожествлена согласно контовской "религии человечества". Конт умер в Париже 5 сентября 1857.
Философия. Наиболее известная теория Конта по крайней мере частично заимствована у Сен-Симона и Тюрго (1750), это - знаменитый "закон трех стадий", применимый, согласно Конту, к истории цивилизации, индивидов и каждой из наук. Для первой, или теологической, стадии характерен фетишизм: все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, богов и духов. Вторая, или метафизическая, стадия является переходной, на место сверхъестественных агентов заступают в качестве причин абстрактные агенты, такие, как "идеи", "силы" и "последние сущности". На третьей, или позитивной, стадии - в которую, как полагал Конт, европейская цивилизация только начинает входить - разум убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей. Человек принимается за наблюдение феноменов и формулировку дескриптивных законов (или координацию феноменов); его интересует не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят. Отличительным признаком позитивного знания является его способность делать успешные предсказания и в определенных границах создавать возможность управления ходом событий. Теологической стадии присуща вера в абсолютную власть и божественное право королей, она связана с общественным устройством милитаристского типа, в котором главенствует класс воинов. На метафизической стадии власть королей и священников заменяется правлением закона. Наконец, на позитивной стадии происходит развитие индустриального общества. По Конту, естествознание уже вступило в позитивную стадию, тогда как социальные науки далеко от него отстали. Необходима "социальная физика", в которой человек получил бы то же значение, какое атом имеет в физике или планета - в астрономии, а именно занял бы свое место в процессе детерминации, строго определенном и однозначном. Конт предложил назвать эту науку об обществе социологией. Социология также может выступить как наука, в которой будет осуществлен синтез всех других областей знания, имеющий практическую цель - реорганизацию общества на базе полученного о нем знания. Конту также принадлежит разделение социологии на социальную статику и социальную динамику, основным понятием которой является "прогресс". Большое место в многочисленных сочинениях Конта занимает классификация наук согласно закону трех стадий ("иерархия наук"). Науки располагались по убывающей общности и возрастающей сложности в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, физиология (или биология), социальная физика (или социология); позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.
Политические взгляды. Из-за связей в ранний период с Сен-Симоном и благодаря расхожему причислению к социалистам сен-симонистского толка Конта часто ошибочно считают либо либералом, либо социалистом. На самом деле он был крайним реакционером. За два месяца до смерти он писал: "С юности я всегда отдавал предпочтение правительству, а не оппозиции". Конт всецело отвергал идеалы Французской революции и считал "верховенство народа мистификацией во имя репрессий, а равенство - недостойной ложью". Даже Наполеона III он воспринимал как опасного деятеля левой ориентации. Рисуя будущее общество, Конт полагал, что свобода мысли столь же бесполезна для граждан его "позитивистской диктатуры", сколь она бесполезна для астронома или физика, занимающегося регистрацией научных данных. Власть должна принадлежать ученым и философам-позитивистам, а фундаментальной реальностью и ценностью общественной жизни должно быть человечество, а не индивид с его эгоистическими интересами. Высшей формой морали являются любовь к человечеству и служение ему, на место Бога позитивизм ставит "Высшее Существо" ("Le Grand Etre"). Конт предлагал заменить традиционную религию - религией человечества, со своими святыми, храмами, обрядами и т.п. Гражданин контовской утопии должен видеть "достоинство в подчинении, счастье в послушании и свободу в самопожертвовании". Бывшему ученику Конта Дж.С.Миллю не оставалось ничего другого, как заключить, что его учение было "самой полной системой духовного и светского деспотизма, которая когда-либо была порождена человеческим мозгом, за исключением разве что учения Игнация Лойолы". Среди других работ Конта - Рассуждение о духе позитивизма (Discours sur l"esprit positif, 1844); Рассуждение о позитивизме в целом (Discours sur l"ensemble du positivisme, 1848); Позитивистский катехизис (Cathchisme positiviste, 1852); Субъективный синтез (Synthse subjective, ou systme universel des conceptions propres l"tat normal de l"humanit, 1856).
ЛИТЕРАТУРА
Конт О. Курс позитивной философии, тт. 1-2. СПб, 1899-1900 Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КОНТ Огюст" в других словарях:

    Огюст Конт Auguste Comte философ Имя при рождении … Википедия

    - (Comte) (1798 1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познаёт не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трёх… … Энциклопедический словарь

    Огюст Конт философ и социолог Дата рождения: 19 января, 1798 Дата смерти: 5 сентября, 1857 … Википедия

    - (Comte) (1798 1857) французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех… … Политология. Словарь.

    Конт Огюст - Огюст Конт и позитивизм во Франции Закон трех стадий Огюст Конт (1798 1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а затем решительным оппонентом) Сен Симона, а также выпускником знаменитой… … Западная философия от истоков до наших дней

    Конт (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма и буржуазной социологии. В 1817 22 был секретарём А. Сен Симона, затем экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже … Большая советская энциклопедия

    Конт, Огюст - КОНТ (Comte) Огюст (1798 1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. В 1817 22 был секретарем К.А. Сен Симона. Наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КОНТ ОГЮСТ - (Comte, Auguste) (1798 1857) французский социальный мыслитель, внедривший термин социология. Вопрос о том, является ли Конт основателем социологии, спорен и зависит от того, как относиться к его предшественникам (включая Монтескье, Сен Симона… … Большой толковый социологический словарь

    Конт Огюст - (1798 1857) основатель позитивизма философского течения, утверждающего, что все наше знание должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта. Основоположник социологии. Конт родился в Монпелье (Франция), в семье чиновника. Учился в… … Великие философы: учебный словарь-справочник

    КОНТ ОГЮСТ ( - 1798 1857) – французский философ, социолог, основоположник позитивистской философии. Основная работа: «Курс позитивной философии» в 6 томах (1830 1842). В разработке методологических основ позитивизма опирался на идеи французского философа А. Сен … Философия науки и техники: тематический словарь

Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. Получил образование в лицее в Монпелье. В 1814 поступил в Политехническую школу в Париже – питомник энтузиастов научного исследования. Вся жизнь Конта была связана с этим учебным заведением. Когда школа была временно закрыта в 1816 в связи с подозрением в распространении республиканских идей, он направил свои усилия на занятия математикой и другими науками, изучал труды политэкономов и историков своего времени. В 1817 Конт стал секретарем эксцентричного социального реформатора А.Сен-Симона, оказавшего на него значительное влияние; впрочем, сила этого влияния до сих пор оспаривается учениками того и другого. Конт порвал с Сен-Симоном в 1824 и впоследствии не уставал поносить его при каждом удобном случае.

Главные идеи своего будущего шеститомного шедевра Курс позитивной философии (Cours de philosophie positive , 1830–1842) Конт собирался изложить в серии лекций перед избранной аудиторией в Париже в 1826, однако после первых двух лекций его нервные силы истощились, и курс пришлось прервать. По-видимому, Конт никогда полностью не оправился от болезни и в последующие годы вел странную жизнь, обуреваемый навязчивыми идеями. Второй главный труд его жизни, четырехтомная Система позитивной политики (Syst me de politique positive, ou Trait de sociologie instituant la religion de l"humanit , 1851–1854), – одна из самых путаных работ в истории философии. Хотя многие из его бывших учеников, такие, как Дж.С.Милль, утверждали, что поздний мистицизм Конта резко отличается от рационализма, который присущ его Курсу, другие не менее видные ученые усматривали уже в Курсе все симптомы, очевидные в Позитивной политике. В 1829 Конт вновь попытался прочитать задуманный курс лекций, на этот раз удачно. Последующие годы были посвящены созданию Курса позитивной философии, а затем Системы позитивной политики.

В 1832–1845 Конт зарабатывал на жизнь, работая учителем и экзаменатором по математике в Политехнической школе. Лишенный этой должности, он жил всю оставшуюся жизнь на средства своих английских учеников (с которыми его свел Д.С.Милль). После смерти его жены единственным романтическим увлечением в жизни Конта стала в 1844 Клотильда де Во, которая после ее смерти от туберкулеза в 1846 была обожествлена согласно контовской «религии человечества». Конт умер в Париже 5 сентября 1857.

Философия. Наиболее известная теория Конта по крайней мере частично заимствована у Сен-Симона и Тюрго (1750), это – знаменитый «закон трех стадий», применимый, согласно Конту, к истории цивилизации, индивидов и каждой из наук. Для первой, или теологической, стадии характерен фетишизм: все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, богов и духов. Вторая, или метафизическая, стадия является переходной, на место сверхъестественных агентов заступают в качестве причин абстрактные агенты, такие, как «идеи», «силы» и «последние сущности». На третьей, или позитивной, стадии – в которую, как полагал Конт, европейская цивилизация только начинает входить – разум убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей. Человек принимается за наблюдение феноменов и формулировку дескриптивных законов (или координацию феноменов); его интересует не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят. Отличительным признаком позитивного знания является его способность делать успешные предсказания и в определенных границах создавать возможность управления ходом событий.

Теологической стадии присуща вера в абсолютную власть и божественное право королей, она связана с общественным устройством милитаристского типа, в котором главенствует класс воинов. На метафизической стадии власть королей и священников заменяется правлением закона. Наконец, на позитивной стадии происходит развитие индустриального общества.

По Конту, естествознание уже вступило в позитивную стадию, тогда как социальные науки далеко от него отстали. Необходима «социальная физика», в которой человек получил бы то же значение, какое атом имеет в физике или планета – в астрономии, а именно занял бы свое место в процессе детерминации, строго определенном и однозначном. Конт предложил назвать эту науку об обществе социологией. Социология также может выступить как наука, в которой будет осуществлен синтез всех других областей знания, имеющий практическую цель – реорганизацию общества на базе полученного о нем знания. Конту также принадлежит разделение социологии на социальную статику и социальную динамику, основным понятием которой является «прогресс».

Большое место в многочисленных сочинениях Конта занимает классификация наук согласно закону трех стадий («иерархия наук»). Науки располагались по убывающей общности и возрастающей сложности в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, физиология (или биология), социальная физика (или социология); позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.

Политические взгляды. Из-за связей в ранний период с Сен-Симоном и благодаря расхожему причислению к социалистам сен-симонистского толка Конта часто ошибочно считают либо либералом, либо социалистом. На самом деле он был крайним реакционером. За два месяца до смерти он писал: «С юности я всегда отдавал предпочтение правительству, а не оппозиции». Конт всецело отвергал идеалы Французской революции и считал «верховенство народа мистификацией во имя репрессий, а равенство – недостойной ложью». Даже Наполеона III он воспринимал как опасного деятеля левой ориентации. Рисуя будущее общество, Конт полагал, что свобода мысли столь же бесполезна для граждан его «позитивистской диктатуры», сколь она бесполезна для астронома или физика, занимающегося регистрацией научных данных. Власть должна принадлежать ученым и философам-позитивистам, а фундаментальной реальностью и ценностью общественной жизни должно быть человечество, а не индивид с его эгоистическими интересами. Высшей формой морали являются любовь к человечеству и служение ему, на место Бога позитивизм ставит «Высшее Существо» (« Le Grand Etre »). Конт предлагал заменить традиционную религию – религией человечества, со своими святыми, храмами, обрядами и т.п. Гражданин контовской утопии должен видеть «достоинство в подчинении, счастье в послушании и свободу в самопожертвовании». Бывшему ученику Конта Дж.С.Миллю не оставалось ничего другого, как заключить, что его учение было «самой полной системой духовного и светского деспотизма, которая когда-либо была порождена человеческим мозгом, за исключением разве что учения Игнация Лойолы».

КОНТ ОГЮСТ (1798–1857). Известный французский социолог и философ, основоположник позитивистской социологии как самостоятельной науки, направленной на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии.

Заслуга К. состоит в том, что он обосновал необходимость научного подхода к изучению общества, выделил предметную область социологии в качестве самостоятельной науки, дал характеристику иерархии наук, предложил сам термин “социология”. Первым открыл общие контуры новой науки, обозначил предмет и методы исследования, с помощью которых нужно изучать общество: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический или генетический метод. Основная мысль К. состояла в том, что необходимо создать науку об обществе как едином социальном организме, основанную, подобно естественным наукам, на точных наблюдениях и фактах. Социологию как позитивистскую науку К. противопоставил теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. В созданной им классификации наук, иерархия которых строится по степени уменьшения их абстрактности и увеличения сложности, социология поставлена на первое место, выше математики, физики и биологии, поскольку социология должна произвести революцию в умах людей. Социологию К. определил как науку о человеческом обществе в целом во всех элементах его бытия.

Общество рассматривается им как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Он рассматривает прежде всего основные социальные институты – семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в социальной интеграции. К. первым пытался дать характеристику предмету общей социологии. Задачей социологии он считал открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями.

Заметный след в истории общественной мысли оставила идея К. о необходимости разграничения социальной динамики и социальной статики. Социальная статика олицетворяет порядок и строение общества, описывает законы существования, а социальная динамика олицетворяет прогресс, описывает законы и этапы изменения общества. Основным принципом социальной статики выступает гармония элементов общества, основанная на солидарной связи. Социальная динамика наряду с общенаучными методами использует наиболее важный метод социологии – исторический. Идейной основой социологической концепции К. явился основной закон эволюции – “закон о трех последовательных стадиях”, согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит 3 этапа. На первом – теологическом – в обществе господствуют религиозные представления, человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. На третьем этапе главенствующую роль в жизни общества начинают играть научные (позитивные) знания, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики. Стадиям в историческом развитии общества соответствуют формы социально-политической организации: теологическая стадия – военное господство; метафизическая стадия – феодальное господство; позитивная стадия – промышленная цивилизация. Как ученый он придерживался объективного метода, с помощью которого рассматривал общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общего блага. Этот организм действует в соответствии с жесткими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строитсяна более общих науках и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. В случае социологии это исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе законов развития. Социология должна изучать универсальные законы развития и функционирования общества. Она призвана устанавливать солидарность и согласие. Основные труды К.: 6-томный “Курс позитивной философии” (1830– 1842) и 4-томная “Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества” (1851–1854). После смерти мыслителя было издано 4-томное “Завещание Огюста Конта”.

Огюст Конт (1798-1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе - не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» - аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках, потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. Для социологии это «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития.

Социология как наука о человеческом обществе - самая молодая наука в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества. Вместе с тем социология - самая сложная в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее сформировавшиеся позитивные науки. Из них главной и основополагающей Конту кажется математика, исторически самой ранней - астрономия. За астрономией следуют физика, химия и биология. Для того чтобы заниматься социологией, нужно усвоить эти науки.

Конт с помощью социологии пытается найти путь к преодолению социальных катаклизмов своего времени и соединить порядок и прогресс, которые он воспринимает прежде всего как два вида общественных закономерностей, фиксирующих две части социологии - социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности, и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой - анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус - основная идея социальной статики Конта.

Социальная динамика изучает общество в развитии. Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным - в виде трех форм социально-политической организации общества:

    теологическая стадия - военное господство;

    метафизическая стадия - феодальное господство;

    позитивная стадия - промышленная цивилизация.

Данные стадии закономерно следуют одна за другой, поэтому неравенство между социальными группами связано с уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъем духа вызывает в силу всеобщей гармонии соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях - искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции.

Труды Конта оказали огромное влияние на других выдающихся социологов, особенно на Г. Спенсера и Э. Дюркгейма .

Социология О. Конта

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, один из создателейпозитивистской философии и социологии. В 1817-1822 гг. он был секретарем Сен-Симона, редактировал некоторые его работы. Таким образом, Конт стал в какой-то мере продолжателем философских и социологических взглядов Сен-Симона в позитивистском направлении. Известность ему принес «Курс позитивной философии» (1830-1842). Основные положения контовской позитивистской социологии (теории, метода, оценки) выражаются в следующем.

Во-первых, социальные явления (события) качественно похожи на природные явления (события). Значит, природные и социальные законы являются однотипными по своей сущности и форме.

Во-вторых, методы социального познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, аналогия и гипотеза и т. п.) однотипны с методами естественнонаучного познания, поэтому можно перенести последние на анализ социальных явлений: социального повеления, социальных связей и отношений, организаций и институтов и т. п.

В-третьих, задача социологии заключается в выработке системы теоретических положений, которые эмпирически обоснованы. Эти социологические положения должны стать основой объяснения социальных явлений и прогнозирования их развития. Социология как наука должна строиться по образцу естественных и технических наук. Ни философия, ни наука не могут ставить вопрос о причине явлений - это им не под силу. Их задача заключается в описании происходящего в природе, обществе, человеке, а не в выявлении сущности происходящего. Например, упало яблоко, но закон всемирного тяготения как сущность падения всех тел на Земле познать нельзя.

Конт развил идею Сен-Симона о стадиях развития человеческих обществ в виде трех стадийинтеллектуальной эволюции человечества и индивида. Первая стадия - теологическая, на которой все явления окружающего человека мира объясняются религиозными представлениями (например: «Все создано Богом»). Вторая стадия - метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.). Третья стадия -позитивная (научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями. Здесь возникает уже наука об обществе - социология, понятие о которой, как упоминалось, впервые использовал именно Конт.

Новую науку социологию Конт разделил на две части.Первая часть - социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены. Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.

Вторая часть - социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного киндустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения. Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.

В другом сочинении - «Система позитивной политики» (1851 - 1854) - Конт рассматривает социологию в качестве «социальной физики». В таком качестве она должна быть основой «научной политики», примирять принципы «порядка» и «прогресса» общества, а также революционные и реставраторские тенденции в его развитии. Для Конта общество представляет собой своеобразный организм, который состоит из частей, находящихся в равновесии между собой. Эволюция этого организма заключается в функциональной специализации структур и их подгонке друг к другу. Тогда социология становится «позитивной моралью», сводом правил проведения людей, и ему должны следовать политические лидеры.

Конт полагал, что применил эмпирический (как в естествознании) метод в социологии , делая свои выводы на социальных фактах (статистике, наблюдениях, экспериментах). Этот метод предполагал внешнего наблюдателя - собирающего факты ученого, исследователя, якобы не влияющего на объект. Но возникает логическое противоречие: нельзя быть наблюдателем того, что само является результатомсознательных действий множества людей и в чем ты сам принимаешь участие своимсознанием. Объект социологического исследования -общество - представляет множество социальных взаимодействий, созданных тысячелетиями эволюции. Невозможно представить себе наблюдателя-ученого, способного познать этосознательное взаимодействие. Предмет обществознания отличен от предмета естествознания (науки).